Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Качество звука винилового проигрывателя

Вопрос:

Здравствуйте.  Я заинтересован в проигрывателе Вега ЭП-120 стерео. Но нигде я не нахожу этого проигрывателя. Просто хочу разобраться почему такой яркий объемлющий и жирный звук мне писали на бобину с проигрывателя Вега 120 с 1986 года в то время, как у меня сейчас с Веги 110 такого звука, как с Веги 120 не получается.
Сейчас я не знаю где проживает этот человек и спросить не у кого, отсюда и вопросы:
ВОПРОС 1.
Что делает диапазон Веги-120 от 31,5 до 16000 гц микросхема К157 УД2 или UNITRA-mf100, или схематическое решение обвязки?
Я посмотрел вроде микросхема линейна, UNITRA-mf100 по таблице тоже 20-20000 Гц. Остается само схематическое включение микросхемы?
Конденсатор 8,2 вроде подобран верно. Не понимаю.
ВОПРОС 2.
Я сделал из такого же магнитофона Идель-001-1 (как у того, кто писал мне с Веги 120 на Идель-001-1) пред усилитель - убрал входные цепи, повысил уровень линейного усилителя по схеме магнитофона Revox A77, с которого был скопирован наш Идель-001-1. В общем подключил к нему проигрыватель Вега 110 (500 мВ), и сравнил компьютерные записи с бобин связки Вега-120 + Идель-001-1 с записями связки Вега 110 (500 мВ) + пред усилитель из Идель-001-1.
Результат прослушивания: с бобин связки Вега-120 + Идель-001-1 более яркий, широкомасштабный объемлющий звук.
И наоборот со связки Вега 110 + пред усилитель из маг Идель-001-1, более глухой, отделенный какой-то глухой пеленой от слушателя.
Пытался я и записывать с диска с Веги 110 на бобину на Идель-001-1 - результат тот же - глуховато, мало объема в сравнении с бобинами, записанными с Веги 120 на Идель-001-1.
Не понятна причина более яркого и более объемного звука у записей с бобин связки Вега-120 + Идель-001-1 в сравнении со связкой Вега 110 + Идель-001-1:
а) Может разница сопротивления на выходе линейного усилителя Вега 120, замещающего сопротивление схемы усилителя для наушников на Вега 110 делает звук Вега 120 таким. Я как-то впаял на входе входного усилителя Барк-001 тот номинал сопротивления, который должен быть в схеме усилителя Барк-001, и звук преобразился, звук стал более глухой, тусклый, пришлось вернуть то сопротивление, которое реально стояло, и звук снова стал казаться ярче, чище. Возможно, что и тут какую-то разницу звучания между 110 и 120 моделями Веги дает разница сопротивления на выходе линейного усилителя, а может и на входе. Кто его знает. Может и на Веге так же, как в Барке кто-то впаял другие резисторы из-за нехватки номинальных, и сам не зная, как изменил звук в лучшую сторону.
б) Говорят, что UNITRA-mf100 и 101 отличаются, и якобы UNITRA-mf100 лучше, а у меня на 110 стояла как раз mf-101, а на Веге 120 должна по идее стоять mf-100.
Вы меня можете научить и поправить меня в отношении Веги чему-то?
С Уважением, Олег,
Санкт-Петербург

Ответ:

Добрый день Олег. Подобными вопросами я задавался всю свою жизнь. И вот что оказалось: Системы нет. Есть случайное сочетание, приводящее к поразительным результатам. Ни разу не удалось специально повторить это полностью. Мы можем выполнить лишь отдельные операции, приводящие к улучшению звука. В сквозном тракте бывает просто невозможно вырулить звук на конкретных образцах. На других же образцах хороший звук может быть изначально.
Теперь некоторые тезисы:
1. Нет никакой схемной разницы между 110 и 120 проигрывателем. Влияние усилителя наушников ничтожно, т.к. выходное сопротивление 157УД2 несколько сотен Ом, а входное усилителя наушников - 47кОм.
2. Большее влияние на звук проигрывателя оказывает звукосниматель:
2.1. Гибкость подвеса кантеливера (уменьшающаяся со временем) определяет "прозрачность звучания"
2.2. Геометрия алмаза определяет уровень и качество звучания, особенно верхних СЧ и ВЧ
2.3. Основание алмаза с наросшим нагаром винила в корне убивает звук вплоть до пропажи стереоэффекта
2.4. Местоположение и ориентация магнита, находящегося на конце кантеливера, относительно катушек звукоснимателя влияет как на уровень воспроизведения, так и на комплексные характеристики выходного сигнала.
2.5. Разное омическое сопротивление катушек звукоснимателя приводит к разной степени электрического демпфирования по входу. Разница весьма ощутима.
Сопротивление звукоснимателей для польских ЭПУ:

Tenorel 2001 -1500 Ом (c простой надписью t)
Tenorel 2001 -450 Ом (c надписью t на белой вставке)
ADC K9 -350 Ом
Shure 44MB -600 Ом
MF100 -880 Ом (с надписью лицензия TENOREL)
MF100 -1400 Ом (без надписей)
MF101 -600 Ом
MF102 -630 Ом (красная вставка)
MF105 -1400 Ом

3. Еще Большее влияние на "вкусность" звука оказывает настройка тракта запись-воспроизведение магнитофона. Тут и шунтирование ГУ конденсатором небольшой емкости, определяющее линейность АЧХ магнитной головки, и коррекция тракта записи, и ток подмагничивания.
Это отдельная тема. Я предложил уже нашему Главному инженеру сделать отдельную статью по этому направлению.

Таким образом В Вашем случае можно отказаться от поиска ЭП120, а самые первоочередные решения - подбор звукоснимателя, затем проверка и доработка корректоров.
Анатолий Козлов

Выбор акустики высокого уровня

СообщениеЗдравствуйте. Хотел узнать акустика АС 35 Амфитон хуже чем АС 90 Электроника. У Вас разница в цене. Еще хотел узнать о колонках АС 75 Кливер, чем они отличаются кроме цены от выше перечисленных?
У меня усилитель 50у Корвет 068 с


Ответ:  Добрый вечер. Акустика Амфитон 35АС-018 может не понравиться вам по звуку в результате нестыковки с усилителем, а с Электроникой 90АС-001 этого не произойдет. Объяснить это не могу, но по опыту прослушивания клиентами этих АС за шторкой  они ВСЕГДА предпочитали Электронику. Возможно это связано с наличием в последней пассивного излучателя НЧ, чего в других АС нет.
Что касается АС Кливер 75АС-001, то они находятся на другом уровне физиологического воздействия на организм: если Электроника 90АС-001 ласкает Вас басами с приятным ощущением в утробе), то 75АС-001 действует гораздо глубже и мощнее, у меня лично организм слабо противостоит внутренним резонансам большой мощности. Впрочем максимальное удовольствие от прослушивания и тех и других АС происходит при подводимой мощности 3-5 Ватт. Полное отсутствие искажений, и ощущение такое, что наслушаться невозможно. Все эти типы АС отличаются окраской звука, но при использовании в тракте эквалайзера можно получить "свой звук" при сочетаниях в паре с различными усилителями. Чтобы исключить из тракта эквалайзер, надо приехать ко мне лично со своим усилителем и выбрать АС. Потребуется несколько часов работы.

Нет низов на 25АС101

Сообщение: 

Ситуация такая, начитавших хвалебных отзывов о 25АС-101 (2)
и их низах приобрёл сие чудо. Корпуса вроде без косяков, ничего не сифонит.
Усилитель Ямаха СА-Х1
начал сравнивать звучание S-30 без буквы и Вегу 25АС-101-2 Субъективно у Ы-30 низы глубже и мясистей, хотя по характеристикам динамиков и настройке ФИ они должны проигрывать в этом плане Веге.
У Веги низы конечно есть, но ожидал большего, зато высоких перебор, думал на фоне высоких так смазываются низы, убрал высокие, но чуда не произошло.
В чём причина нехватки басов при прочих равных у Веги, наверное скажете, что заиграют только с советс. усилком ?
Может это быть из-за неправильного подключ. + -
или эффекты были-бы другими (может продавец напутал, штекеров не было)

Вега звучит-ли кардинально лучше после улучшайзинга или лучше не трогать ? А если трогать, то что?


Поехали:

1.Проверка фазировки АС: пальчиковую батарейку присоединяем к проводу АС и смотрим на диффузор АС. Он должен пойти наружу. При этом провод к плюсу батарейки помечаем красным., другой - черным.

2. Проверяем сфазированное звучание.

Мало низов?

3. Снимаем переднюю панель , включаем фонограмму с басами и мокрой рукой определяем места откуда дует. Дуть может из щелей и отверстий вокруг динамиков, фазоинвертора, задней стенки

4. Проверяем наощупь эластичность резинового подвеса НЧ динамика.

если 3 и 4 в норме, придется вернуться к усилителю.

5. Дело в том, что наш динамик 25АС101 начинает работать от 30 Гц. С фазоинвертором пик АЧХ в районе 70-80 Гц. Это то самое мясо. Но некоторые усилители (например Радиотехника У101), в т.ч. почти все импортные, работают фактически со 100 Гц за счет применения неотключаемых фильтров инфранизких частот. Таким образом ждать чуда не приходится. А вот S30 имеет пик АЧХ как раз 100 -120 Гц, и попадает куда надо.

6. По перебору ВЧ. Проверьте фильтр. У этих АС ВЧ как раз немного. Может кто исключил проходной конденсатор или гасящий резистор.

Какое ЭПУ лучше

Вопрос: Какое ЭПУ лучше по конструкции: 602 или 600? Вадим 29 мая, 11:39

Ответ: Лучшее - враг хорошего, и вот почему:

1. По ходу сотрудничества с Unita конструкция ЭПУ постоянно менялась, а именно от простого к сложному. Так, на первой модели G600B все регулировки были механические, в т.ч. скорости, отсутствовала электроника в управлении, также отсутствовал автостоп.

На второй модели - G600С уже присутствовала электроника в управлении и стабилизации скорости, однако автостоп также отсутствовал. Со следующей модели на S-образном покупном тонарме - G601 появился уже полный набор необходимых функций для аппаратуры 1 и высшего класса, включая компенсатор скатывающей силы. На ЭПУ G1001 (ЭП-122) имеется также автовозврат тонарма на стойку при срабатывании автостопа.

2. В связи с усложнением росла и стоимость ЭПУ. Для уменьшения цены и себестоимости непрерывно снижали материалоемкость изделий, а именно снижался вес диска:

G600B - 4,0 кг (сверхтяжелый1) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23620247

G600С - 3,0кг (сверхтяжелый2) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23620364

G600C1 - 2,8кг (тяжелый1) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23620390

G601 - 2.8кг (тяжелый2) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23620423

G602 -2,8кг (тяжелый2) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23620423

G602C -2,0кг (облегченный)

G602C1 -1,0кг (легкий) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23620464

G1001 -0.75кг (Сверхлегкий) http://vega-brz.nethouse.ru/products/23621199

3. Как известно, коэффициент детонации обратнопропорционален массе диска. Следовательно наименьшая детонация - у ЭПУ G600B. На слух сильная детонация воспринимается как плавание и дрожание звука, особенно заметна на высоких чистых звуках, например женском голосе (сопрано, контральто) и скрипке.

Слабая детонация вроде незаметна на слух, однако утомляемость слушателя существенно возрастает.

4. Продвинутые меломаны давно полюбили электрофон Вега-002, имеющий довольно простую схемотехнику и ЭПУ G600B. Может кто-то заметил на нашем сайте проигрыватель Корвет 038. Так вот, этот проигрыватель был получен нами обменом именно на Вегу 002.


Таким образом при выборе ЭПУ Вы должны решить для себя необходимый Вам набор пользовательских функций и исходя из этого - приобретать, имея в виду данную статью.


Выбор акустики

Сообщение

Привет! Хочу у вас купить акустику! Послушал S90 - мне понравился разухабистый звук и НЧ. До этого у меня не было советской аппаратуры. Помню ранее детство - у отца были Вега 10МАС. Как они звучали хоть убей не помню. Короче. Есть интегральный усилок Technics su-v620 4/8 Ом, 100/80 Вт на канал. Винтовые разъемы. Нужна пара колонок. Но полочные (места маловато в квартире). Высотой не более 43 см. По цене до 10 тыс. Что посоветуете? Сам смотрю на S30B. В общем не знаю. Что самое лучшее подходящее мне можете посоветовать? Звук, ну вы поняли, S90 нравятся)

Ответ: 

Вы поставили нам невыполнимую задачу:

1.  Technics su-v620  имеет невыразительный по сравнению хотя бы с Амфитоном 002 бас.

2. Звучание АС на низких частотах как раз определяется объемом колонок. Поэтому и S30, и другие мелкие АС не дадут такого эффекта фазоинверторного звучания, как S90. 


Компромиссным решением может быть:

1. Приобрести АС побольше, но положить их на бок. Размеры на большинстве АС указаны. 

2. http://vega-brz.nethouse.ru/products/16149564    (максимально приближено)

3. http://vega-brz.nethouse.ru/products/2059669

4. http://vega-brz.nethouse.ru/products/16211898

Модификации электрофона Арктур-004

Вопрос:    Добрый день,Анатолий.
Знаю ,что замучил вас своими вопросами,поэтому пойму если не ответите.
Искал информацию об электрофонах Арктур-003 и Арктур-004.
Если с Арктур-003 более менее понятно ,то Арктур-004 имеет как я понял несколько модификаций.
И последняя с индикацией на светодиодах очень похожа внутренней конструкцией на электрофоны Вега-108,Вега-109.
Схемы я не нашел,но опять же на одном форуме увидел фото шасси и мнение ,что это чуть ли не подпольное производство.
В общем не кто толком не знает ,что это за Арктур с цифровой микросхемой и вертикальных платах УНЧ ,как у электрофона Вега-108(109).
Ну и по обыкновению мнение ,что звук у этого варианта никакой ,у Арктура-003 лучше.
Думаю только вы сможете внести ясность о всех видах электрофонов Арктур-003 и Арктур-004.
Ну и какой аппарат удачнее в плане надежности и к звука.
Спасибо.
С уважением Игорь.

Ответ: Арктур 003 и Арктур 004 - достаточно редкие модели, на заводе их выпускал цех №2, на закрытом участке, поэтому открытой информации было мало. Про модификацию А004, о которой Вы пишите, я тоже только слышал, но не видел ни разу. К сожалению спросить уже некого. Те образцы А003 и А004, которые есть у нас, унифицированы только между собой.  Вообще целью разработки модели А004 было снижение затрат на производство изделия и экономия дефицитных материалов. Так например,  в модели А004 исключен алюминиевый штампованный шильдик с названием, обработанный алмазным инструментом. В место него в модели 004 установлен небольшой пластмассовый шильдик с названием, нанесенным краской. В дальнейшем с изделия исчезли детали с металлизацией. Электрически модель 004 более отработана, в ней учтены все ранее выявленные недостатки, поэтому она более надежна. Параметры изделий - одинаковы.

Встраивание Bluetooth адаптера

Вопрос: Добрый день! Практикуете ли вы встраивание Bluetooth адаптеров в магнитолы, для беспроводного прослушивания музыки с мобильных телнфонов? Василий

Ответ1: Нет, и даже не знаем о его существовании в виде отдельного блока

Реплика: Жаль. Обсудите в Анатолием. Многие любители советского винтажа воспользовались бы такой опцией. Я например.

Ответ2:  Нет ничего хуже неудовлетворенного спроса. Поэтому пока проработаем вопрос в Техносити по адаптерам, а читателей попрошу высказаться по актуальности проблемы. 

Работа магнитол Вега с компьютером

Вопрос: 

Анатолий добрый день!
Я бы хотел купить магнитолу Вега-338 и слушать музыку с компьютера. Как осуществить такое воспроизведение? Я должен подключить магнитолу к компьютеру кабелем DIN нажать клавишу "Запись"без кассеты и пойдет звук? Или у магнитолы есть режим работы линейного входа?

Василий.

Ответ:

Добрый вечер. Взял с полки магнитолу Вега338-2 http://vega-brz.nethouse.ru/products/935425 подключил на ее вход магнитофон-приставку МП120 обычным шнуром 5DIN-5DIN, -звук проходит на усилитель магнитолы без проблем, при этом отжата кнопка "Приемник" и  ни одна кнопка ЛПМ не нажата  (двигатель не крутится). Если, как Вы пишите, нажать кнопку "Запись", - двигатель уже вращается в дежурном режиме, звук становится громче, т.к. сигнал проходит через усилитель записи. При этом коррекция канала записи на слух никак не ощущается.

Таким образом возможно использовать аппарат В338 вместе с компьютером.


Корректоры для воспроизведения грамзаписи

Вопрос: Как то я вам задавал вопрос о фонокорректорах и вы сказали ,что лучший корректор радиозавода "Вега" это в проигрывателе Арктур-006. Но ведь схема очень простая,подобная стоит в проигрывателе Радиотехника-001 и Радиотехника-101 и много где еще на к548ун1. В аппаратуре первой группы сложности и ниже может еще пойдет,но неужели такие схемы являются достаточными для аппаратуры высшего класса ?
В усилителе Электроника Б1-01 корректор вообще на 2-х транзисторах.
В тоже время в журнале Радио много печати более сложные схемы и постоянно критиковали корректоры в проигрывателях.
Мне интересно ,как на самом радиозаводе относились к заменам штатных корректоров и почему не делали более сложные схемы?
Спасибо.
С уважением Игорь.

Ответ: 

1. Сначала как относились: никак. 

2. И теперь, почему:

2.1. Основное назначение корректора - усилить  в 50 - 70 раз приходящий на него сигнал со звукоснимателя и обеспечить линейную АЧХ при воспроизведении грамзаписи. Простоте задачи, когда заранее известен тип звукоснимателя, и соответствуют имеющиеся схемные решения. На Веге используется К157УД2 или малошумяший ее аналог  КР1434УД1А

2.2. На первых моделях проигрывателей Вега использовались звукосниматели Shure M44MB и ADCK9. Корректоры под них были на транзисторах. Как только пошли звукосниматели Unitra, итоговый звук бывал слишком глуховат. И сегодня некоторые любители звука электрофона Вега 002 требуют, чтобы на нем было написано Вега 003. Это из-за того, что в  модели 003  корректор доработан и стал более "звонким".  Этот пример говорит о том, что куда более важно обеспечить линейную АЧХ на выходе корректора, чем например уменьшить уровень его искажений.

2.3. Нам очень часто попадают в руки проигрыватели Вега с навороченными корректорами, сделанными яйцеголовыми суперрадиотехниками, возможно в прошлом далеко не любителями. Внимательно изучаем эти явления - и раздельное стабилизированное питание, особые компектующие, схемотехнику. Также проводим прослушивания, на которых никто не смог отличить один корректор от другого дважды. А вот стоит сменить звукосниматель, -замечают все поголовно. Единственное, с чем надо согласиться - это необходимость регулировки АЧХ корректора  в области верхних частот, и иногда - и  в области нижних. При этом можно заставить изумительно петь голову ADCK9, которая справедливо считается глуховатой на стандартном корректоре.

2.4. У нас ранее имелась небольшая партия блоков коммутации У122, забракованных по дефекту "АЧХ корректора". Это было связано с запуском в работу на БРЗ комплектующих с отклонениями номиналов по карточкам разрешения. Случайным образом некоторые корректоры из этой партии были использованы при ремонтах и нам стали известны некоторые закономерности этих замен. Совершенно нет времени провести какие-то осмысленные работы по изучению итоговой АЧХ стандартного корректора (измерительные пластинки есть) в зависимости от типа, сопротивления и индуктивности головки.

3. Таким образом еще раз приходим в выводу, что два транзистора в тракте лучше, чем 1000.

Выбор усилителя

 Вопрос:  Добрый вечер!какой усилитель вы посоветуете для s90 ?



Ответ:  

 Добрый. Вообще для Радиотехники из Риги разработаны три вида пассивной акустики: S30, S50, S90. И для всех - один усилитель Радиотехника У101, он же У7101. Он особенно хорошо отрабатывает звук на S90, однако не полностью реализует возможности АС по басам. Акустика S90 может звучать вкуснее с усилителями Амфитон А1-01 и Амфитон У101-1, которые имеют дополнительно регулятор тембра по средним частотам. Для S90 наличие такого регулятора желательно, т.к. на некоторых фонограммах требуется именно уменьшить уровень средних частот.