Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Фон проигрывателя с переходником

Вопрос: Подскажите пожалуйста
- все типы переходников, теоретически должны негативно влиять на качество сигнала, или влияние есть, но чел. ухо это не услышит?
 - у переходников для ЭПУ обычно отдельно идёт проводок "земля", у этого нет. Речь идет о переходнике http://vega-brz.ru/products/8439326 

Ответ:

1. На качество сигнала повлияет любой неконтакт или промежуточная окисная пленка. Для свежих изделий
такое неактуально. Проверили измерительным мостом разницу переходных сопротивлений никелированных и позолоченных разъемов. Разница 0,005 Ома. Примерно такая же разница у акустических проводов разных сечений. Знающие закон Ома могут посчитать падение напряжения и связанные с этим потери. Для нежелающих считать сразу сообщу - потери ничтожны.
 2. Считается, что отдельный земляной проводок у импорта - от фона и наводок. Мы неоднократно сталкивались с обстоятельствами, когда уровень фона при соединении этим проводком корпусов устройств возрастал. Проконсультировались у разработчиков. Оказывается - основное назначение проводка в другом. Известно, что разъемы RCA ( "тюльпаны" по нашему)  имеют следующий недостаток: сначала устанавливается контакт центрального штыря, а уже затем происходит соединение массы. При этом в колонках раздается мощный гул 50 Гц. Многие с этим сталкивались, не читая инструкции, в которых написано производить все соединения при выключенном устройстве. Так вот, при наличии подсоединенного земляного проводка этот эффект напрочь отсутствует. Всем аллилуйя.

Группы сложности радиоаппаратуры

ВопросДобрый вечер Анатолий! БРЭА делиться на группы сложности 0, 1, 2, 3, 4. Со второй третьей и четвёртой ясно, а вот нулевая и первая по ним вопрос. Что принималось во внимание при присвоении этих групп, параметры т.д.? И в чем было основное различие. Давайте возьмём для примера стационарную аппаратуру скажем магнитофоны-приставки и лазерные проигрыватели. Тот же тюнер Т-124 он имеет первую группу сложности. А почему его не отнесли к нулевой группе сложности. Или например лазерный проигрыватель ВЕГА ЛП007 имеет нулевую группу а ПКД -122-124 первую. Параметры различаются по этим проигрывателям? С уважением Геннадий. Москва.

Ответ: Добрый вечер. Ответа по конкретным изделиям не смогу дать, это точно знают лишь разработчики. Они здесь бывают, думаю по каким-то изделиям мы узнаем подробности и причины отнесения аппаратов конкретной марки к той или иной группе сложности. Изложу общий порядок разработки изделий, из которого будет кое-что понятнее по данному вопросу.

 1.  Наш завод (БРЗ), позднее Производственное Объединение Вега относились к министерству промышленности средсв связи (МПСС). Под крылом этого министерства было около 20 предпиятий, самостоятельно разрабатывающих и выпускавших бытовую  радиоаппаратуру. В министерстве существовал перспективный план разработок, который курировал головной институт ВНИИРПА, Питер. Этим планом и поручалось заводам и КБ разрабатывать изделия определенного типа и уровня сложности, учетом  специфики производства и и уровня квалификации как разработчиков, так и исполнителей. Таким образом Веге "повезло"  стать лидером массового производства прежде всего изделий 3 группы сложности. Трудно представить, что суточный план выпуска  Рекорда 314 был 1000 шт. Страна была покрыта ровным слоем нашей массовой аппаратуры. Где она сейчас? Но это другая тема.

2. Чем определяется отнесение к той или иной аппаратуры к определенной группе сложности? Двумя вещами:

а) Техническими параметрами

б) Набором потребительских свойств

Параметры и функциональные возможности по группам сложности определяются ГОСТами:

По радио  - ГОСТ 5651

По магнитофонам - ГОСТ 24863 

По усилителям  - ГОСТ 24388

По проигрывателям -ГОСТ 11157

По ПКД - ГОСТ28375

По акустике - ГОСТ 232562

Требования этих ГОСТов менялись (в сторону стандартов DIN), поэтому мы сейчас и наблюдаем чехарду названий одних и тех же аппаратов: требования ужесточались и аппарат, например Кумир 001, мог перескочить вниз сразу на две группы сложности. Это конечно не означает, что он стал хуже или проще.

3. Ужас разработчика заключался в том, что применяемая элементная база и сложные комплектующие узлы , поставляемые по кооперации, могли изначально не обеспечивать требований ГОСТа. Так, ЭПУ G600 без автостопа в изделии тогда еще высшего класса Вега 002 было явной уступкой Торговой Палаты министерству. Торговая Палата производила регистрацию торгового названия каждого вида аппатуры на основании заключений ВНИИРПА и НИТХИБ, после чего утверждался прейскурант цены изделия. 

Была правда у предприятий и такая лазейка : когда аппарат недотягивал или переставал соответствовать требованиям ГОСТа, его можно было продолжать делать и продавать по Техническим Условиям. Так было с усилителем Вега У120, проигрывателем Вега206,  и другими в конце выпуска. Занималась этими вопросами Зам. Гл. инженера СКБ Тамара Петровна Евтюшкина, с которой мы еще встречаемся иногда в хлебном магазине).

4. Аппарат ЛП007 сразу планировалось СКБ  выпускать по ТУ из-за низкого качества отечественных комплектующих, хотя по перспективному плану и надо было тянуть аппарат на высшую группу. Он так и не дошел до типовых испытаний, результат их был известен заранее.

   Аппарат ТМ-122 выпускался по 464.323.001 ТУ, т.е. недотягивал до требований ГОСТ. Как мы сейчас

       понимаем , из-за К174ХА34, предназначенной для трактов 3 группы сложности. Другие микросхемы попросту отсутствовали в то время.

Некондиция в СССР

Вопрос: Добрый день Анатолий! Решил задать вопрос. В те далекие времена когда приобреталась аппаратурах в магазинах и Орбита и ВЕГА и др, и если аппаратура оказывалась с дефектами при которых требовался возврат на завод изготовитель, и были даже случаи, когда в магазине при продаже выявлялся дефект, какая дальнейшая судьбы была у этих аппрпратов? Возвращали на завод чинили упаковывали и опять в продажу? Или эти аппараты шли как некондиция и покупатель этого аппарата об этом знал? Просто вспомнил как году в 1988 зашли с отцом в магазин а там продавалась Вега 335 стерео но цена была 350 рублей, так цена 480 рублей, говорят из ремонта некондиция. Тут ещё пример из нашего времени. Стали недавно продавать телефоны Айфон называют это Как новый, но по сути продают ту же некондицию. С уважением Геннадий Крючков. Москва.


Ответ: Добрый вечер Геннадий. Были разные виды забракований изделий. На оптовых базах и в крупных магазинах осуществлялась выборочная проверка методами статистического контроля и браковалась вся партия. В таких случаях составлялся Акт и предъявлялись штрафные санкции, а вся партия подлежала возврату на завод. Чтобы не довести до этого дела, завод отправлял на место 1-2х специалистов для проведения повторной выборки и решения вопроса на месте. Как правило решалось перепроверкой и ремонтом на месте. Работая зам. нач. ОТК завода, мне удалось таким образом объездить многие города, в которых не было специализировнных сервис- центров. Особенно запомнился Грозный образца 86 года. В гостинице сразу предупредили, что после 17-00 на улице лучше не появляться. Но и вопрос по браку был решен коммерчески мгновенно.

Что касается бракованных изделий, возвращенных покупателями, то если в городе не было сервис-центра, они просто возвращались магазинами на завод посылками или багажом. Обычно назад приходил полный хлам. Специальный цех ЭРО и был производителем некондиции в магазины типа Юный техник. Но многое просто списывалось.

Если в городе был сервис-центр, это защищало завод от возврата хотя бы частично. Так, в Москве было 2 центра. Центры обладали правами юридического лица, с правом реализации восстановленной аппаратуры по специальным прейскурантам и договорам. Сколько завод на этом потерял, знают только люди не совсем нашей национальности.

Пожарная безопасность аппаратуры


Вопрос:
Добрый вечер Анатолий! Решил Вам задать вопрос который касается пожарной безопасности аппаратуры. Аппаратура Вега как и другие аппараты прошлого века в том числе и комплектующие в большей степени силовой части (питание) были изготовлены 25 а то и 30 лет назад. Известно что техника времён СССР надёжна и при надлежащем обслуживании может работать долгие годы. Но даже в Советское время, а это известно мне из лекций в МЧС, например при эскслуатации холодильников оговаривался срок эксплуатации примерно 7-8 лет после истечения которого подразумевалось что холодильник будет освидетельствоваться через сервисы для определения его противопожарной надежности. В те времена, особенно в начале 80 годов часто горели цветные телевизоры. В большинстве своём причиной возгорания являлось нарушение правил эксплуатации, тепловой режим и т.п. И хотелось бы узнать, при проектировании аппаратуры как учитывались противопожарные требования? Насколько безопасна эксплуатация аппаратуры выпусков 30 летней давности? На что требуется обратить внимание? Насколько безопасны комплектующие в том числе с хранения? С уважением Геннадий, Москва.
Ответ:
Добрый день. Хороший и своевременный вопрос.  Судя по тем аппаратам, которые попадают к нам на восстановление, они крайне небезопасны с этой точки зрения. Так, в аппарате скапливается много пыли, как правило легко воспламеняющейся; зачастую вместо предохранителей в цепях питания стоят перемычки; шнуры питания могут иметь крайнюю степень износа- оголенные участки провода, изломы в местах наибольщих сгибов. Вновь установленные шнуры питания не специалистами могут иметь упрощенное небезопасное крепление и отсутствие изоляции монтажных точек.
   В свое время мне приходилось от СКБ Вега ездить в Москву для получения экспертного заключения по ремонтопригодности аппаратов и соблюдения требований безопасности. Занимался этим институт НИТХИБ. 
 Надо сказать, что наша страна отставала от европейских стран и по требованиям безопасности до начала 80-х годов. Затем наши отраслевые стандарты были доработаны как в части конструктивных требований к аппаратуре, так и в методах контроля  безопасности. Именно таким образом появилось условие двойной изоляции силовых проводов, нормы минимальных расстояний между токоведущими частями аппаратуры. Помню просто поразил меня как советского человека способ испытаний аппаратов по безопасности с помощью металлической цепочки с нормированным диаметром и длиной. Это в то время, когда были очереди за апельсинами, причем в этой очереди шли  вне очереди ряхи, утверждающие, что они члены правительства. Впрочем, и заключение по ремонтопригодности получалось при условии привоза некондиции.
Что касается степени пожароопасности разных комплектующих, на первом месте естественно трансформатор. Он может замкнуть самостоятельно, а может перегреться из-за закороченных предохранителей во вторичной цепи. Понятно, чем позже аппарат выпущен, тем более полно учтены в нем требования безопасности.
Нормы, регулирующие правила эксплуатации, связанные с выработкой срока эксплуатации (как и само это понятие) - отсутствуют в ГОСТах и ТУ на аппаратуру. Это на западе были и есть требования по утилизации.
При восстановлении нами аппаратуры мы обеспечиваем основные требования безопасности как в части защиты от поражения электрическим током, так и от возгорания. Хотя надо понимать, что полностью исключить возможность возгорания невозможно хотя бы потому, что основные комплектующие остаются прежними - прежде всего трансформатор. Например в Веге 106 он выполнен способом бескаркасной намотки. Безопасно пользоваться аппаратом с таким трансформатором можно с условием применения предохранителя до 0,25 А.
По возможности также кладем в ЗИП подобных отправляемых аппаратов запасной предохранитель.
Еще один немаловажный аспект восстановления - обеспечение правильных режимов работы электролитических импортных конденсаторов по напряжению. Часто к нам приходят на восстановление аппараты со взорванными или распухшими импортными конденсаторами. Это связано с тем обстоятельством, что они очень критичны к малейшему превышению рабочего напряжения. Поэтому если на советском конденсаторе указано напряжение 16 Вольт, то импортный надо ставить уже на 25, а еще лучше -35 или 50 Вольт. Это конечно дороже, но надежнее.

Настройка ЭПУ G602

Здравствуйте Анатолий! Настраиваю стол Unitra G602 так вот на каких делениях должны быть груз антискейтенга и самого тонарма?

Антискейтинг - на 0, если нет щелчков в конце пластинки. Прижим иглы устанавливается противовесом. Сначала уравновешивается тонарм, затем при неподвижном противовесе красная риска ставится вертикально. Далее устанавливаем прижим: один оборот противовеса соответствует 2 граммам. Значит для Unitra надо повернуть на 3/4 оборота, что соответствует 1,5 граммам.

Фон проигрывателя ЭП-110

Вопрос: 

У меня есть старенькая Вега ЭП 110 Стерео, сильно фонит. Пришлите пожалуйста принципиальную схему, очень прошу. Фото или скан с хорошим разрешением. Заранее благодарю.


Ответ: Добрый вечер Сергей. Направляю схему в приложении. Однако для устранения дефекта схема не нужна. Разберите аппарат: сначала снимите ЭПУ, затем корпус. Снимите металлический экран с корректора, затем сам корректор. Пропаяйте выводы двух  выходных разъемов. Их всего 12. Этого бывает достаточно в 90% случаев появления фона. Следующий этап - земляные провода от тонарма.

Фон сети усилителя Электроника Б1-01

Вопрос1: В октябре 2015 купил усилитель Электроника Б1-01.Получил аппарат в целости и сохранности благодаря отличной упаковке.Спасибо! Были обнаружены следующие недостатки: 

1. Баланс каналов не по середине

2. Не все емкости сменены

3. После замены емкостей появился фон, слышимый в наушниках еще до того, как сработает реле защиты


Ответ1:

По поводу баланса не по середине ручки громкости. Внутри усилителя нет регулировок усиления по каналам. Надо поступать следующим обазом, если Вас не устраивает реальный баланс: а) Снять ручку баланса  б)выставить баланс каналов в)Установить ручку баланса на место так, чтобы риска была посередине. Все.

По поводу гула усилителя Электроника Б1-01 говорил с нашим Главным инженером.

Наушники действительно запитаны не через реле. Нужна дополнительная информация, для чего:
1. Выньте заглушку УП-УМ из гнезда и включите усилитель.
2. Если фон есть, то причины следующие:
2.1. неисправна одна из фильтрующих банок (навешать дополнительные)
2.2. задран ток покоя (уменьшить)
3. Если фона нет, выключаем усилитель, вставляем заглушку УП-УМ на место, на вход, соответствующий положению кнопки селектора входов устанавливаем заглушку со всеми закороченными контактами (1-2-3-4-5)
4. Слушаем фон и сообщаем нам результат.
Анатолий Козлов

Вопрос 2: Здравствуйте Анатолий! Спасибо за оперативные советы! При вынутой заглушке УП-УМ из гнезда фона нет. При установке на вход, соответствующий положению кнопки селектора входов заглушки со всеми закороченными контактами (1-2-3-4-5) фон есть. С уважением. Сергей.

Ответ 2:

Добрый день Сергей. Причина фона известна нам. Когда-то не понимал смысл поговорки "лучшее - враг хорошего". Похоже тот случай. Вы говорили, что в полученном от нас усилителе не все емкости были сменены. Единственные емкости, которые мы можем не сменить - фильтрующие по питанию при отсутствии фона. Объясню почему. Сами по себе (конструктивно) советские элетролиты К50-6 и К50-16 очень надежны, имеют гораздо большие по сравнению с импортными перегрузочную способность и долговечность. Слабые их места - некачественная холодная сварка выводов и разгерметизация (снижение надежности но не долговечности). Это все сильно влияет в цепях прохождения полезного сигнала и оценивается тангенсом диэлектрических потерь. В цепях фильтрации напряжения питания емкости при работе формуются и срок их безотказной работы на порядок больше.
Таким образом ситуация следующая:
1. Если в Вашем усилителе остались не смененные нами емкости, то вина в наличии фона - наша. Перечислите, какие на блоке У1 и шасси емкости не сменены были нами, кроме больших банок. Большие понятно исправны, т.к фона мощника Вы не обнаружили.
2. Если в результате дополнительных замен конденсаторов, организованных Вами, и появился фон, можно будет предположить, явился ли фон следствием установки некачественных комплектующих или операция замены выполнена с ошибками. Сообщите, какие емкости были дополнительно заменены.
Анатолий Козлов
PS. Прочитайте на досуге миф№3 http://vega-brz.nethouse.ru/mif




Расположение усилителя с аудиокомплексе

Вопрос:

Добрый день Анатолий! У меня возник вопрос по эксплуатации усилителей. А точнее размещении других аппаратов тюнеров, ПКД и т.п. Проще говоря, как Вы считаете, можно ли ставить сверху на усилительную аппаратуру другие аппараты. Мнений на этот счёт много. Не возникнет ли перегрева компонентов? С уважением Геннадий. Москва.

Ответ:

Добрый день Геннадий.
При разработке конструкции усилителей, в т.ч. систем их охлаждения, предполагается, что они должны работать в стойке, причем усилитель располагается снизу. Высота ножек верхних аппаратов выбирается такой, при которой поток теплого воздуха от радиаторов усилителя беспрепятственно выходит наружу. В руководстве по эксплуатации многих усилителей имеется стандартное предупреждение о недопустимости перекрытия вентиляционных отверстий бумагой или салфетками.
Однако существует ряд усилителей, нагрев которых во время работы даже на небольшой громкости сопровождается ощутимым нагревом отдельных их частей до 50-60 град. Например: Одиссей 010, Кумир 35У-102С, Электроника Б1-01, Вега 50У122-100 и Вега 50У122-200 (от Алексея Нск) Это само по себе не опасно, т.к. заложено конструктивно, но надо понимать, что надежность горячих узлов снижается. Многие используют для охлаждения кулеры от компьютеров. Алексей Нск разработал систему обдува радиаторов с ростом числа оборотов вентилятора от температуры. В таком случае при небольших громкостях прослушивания шум вентилятора практически не слышен.
В дополнение к Вашему вопросу еще некоторая информация:
1. Рекомендуется не ставить непосредственно на усилитель тюнер, чтобы избежать воздействия магнитного поля трансформатора на работу контуров, а также для уменьшения возможного температурного дрейфа настройки.
2. Рекомендуется не ставить сверху на усилители мощности (УМ) проигрыватели в связи с их высокой чувствительностью ко всем видам электромагнитных помех.

3. ПКД, МП, УП и Эквалайзеры не чувствительны к нагреву.
4. Имеем в виду, что тепло от усилителя может быть меньшим злом по сравнению с уровнем его электромагнитного излучения. Если в Вашем аудиокомплексе прослушивается фон 50 или 100 Гц, а соединительные кабели советские  и заземление в норме, остается проверить усилитель на излучение. Для этого надо снять с усилителя все аппараты, сдвинуть не отключая в разные стороны, насколько позволят соединительные шнуры, и проверить, уменьшился ли фон. Если уменьшился, то попробуйте отодвинуть в стойке повыше тот аппарат, на который прошли наводки.
5. Причиной излучения усилителя может быть неявный дефект трансформатора:
5.1. Небольшой акустический гул, неустранимый ни стяжкой, ни клеем
5.2. Наличие хотя бы одного короткозамкнутого витка одной из обмоток
5.3. Обрыв экранирующей обмотки
6. Подробнее по методике поиска http://vega-brz.nethouse.ru/articles/271737







Польское ЭПУ Unitra G602 не держит обороты

Вопрос

Здравствуйте.
У меня на проигрывателе Вега 110 плывут обороты.
Пассик менял, но стробоскоп всё равно отстроить не получается.
Не подскажите, в чем может быть дело?
Заранее спасибо.Владимир.

Ответ:

Добрый вечер Владимир.
В порядке вероятности:
1. Промыть WD-40 регулятор оборотов (снять корпус резистора)
2. Смазать жидким часовым маслом верхний подшипник мотора, для чего снять крыльчатку и удалить возможно попавший мусор из зазора. Пластмассовый диск должен долго вращаться по инерции без пассика. Его ось надо смазать ЛИТОЛом, или подобной вязкой смазкой.
3. Потеря контакта на плате управления ЭПУ:
3.1. Предохранитель
3.2. Разъемы
3.3. Переключатель оборотов
3.4. Ложная пайка или обугленный резистор в цепи питания.
4. Неисправность стабилитрона. Подойдет любой на 11 Вольт при токе 1 А
5. Неисправность управляющего транзистора BD135
6. Неисправность двигателя (разобрать по меткам и прочистить коллектор)


Оставшиеся 5% причин потребуют привлечения специалиста.

Сообщите нам Владимр, какая в Вашем случае была причина.


Фон с импортного проигрывателя и сотового с усилителем Электроника Б1-01

Вопрос:   Здравствуйте Анатолий. С Новым годом, Вас. Подключил я усилитель Б1-01. Прослушал. Впечатление от него хорошее, услышал как могут звучать мои Technics SB-F75. Можно и порвать ненароком. Большое спасибо, Анатолий. Я доволен. Но есть и "но":
1. Идет фон от проигрывателя в паузах, когда играет музыка не слышно.
Возможно сам проигрыватель не хочет дружить(он 100 вольтовый, Aurex SR-F335), может из-за адаптера, может каналы с переходником не сходятся, может потому что у усилителя нет заземления?
2. Усилитель реагирует на сотовый при разговоре; чем ближе находишься, тем сильнее фон.
Если есть какие либо идеи, поделитесь, а так наверное придется переходить на отечественную вертушку.
Еще раз спасибо Анатолий. С уважением, Игорь.


Ответ:

И Вас Игорь с Наступившим. Всего наилучшего.
Теперь по порядку.
Фон с проигрывателя. Откуда он взялся -проверяется следующим образом:
1. В гнездо ЗС усилителя вставляется заглушка из штеккера 5 DIN с закороченными контактами 2-5-3. Таким образом обеспечивается отсутствие какого-либо сигнала на входе, в том числе фона.
2. Включается усилитель со входа ЗС на средней громкости. Слушается фон ухом вплотную к АС:
2.1. Фон есть. Причина - неисправность фильтрующих цепочек корректора по питанию. Меняем электролиты С4 на платах У2 и У3. (50 мкФ)
2.2. Фона нет. Усилитель исправен.
3. Вместо заглушки подключается импортный проигрыватель.
4. Клемма земли проигрывателя соединяется с землей усилителя с помощью того же штеккера 5 DIN, причем провод сечением 0,5 мм кв. минимальной длины  надо припаять ко 2 контакту и вставить в любой незадействованный вход усилителя.
5. Включается усилитель со входа ЗС на средней громкости. Слушается фон ухом вплотную к АС:
5.1. Фон есть.
5.1.1. Выбрасываем переходник, изготавливаем прямой соединительный шнур из советского экранированного провода со штеккером 5DIN на конце с распайкой 2-3-5, где 2 - земля
5.1.2. Если проигрыватель стоит на усилителе, относим его в сторону или вверх от усилителя. Проверяем на излучение адаптер на 110 Вольт, выключая его из сети или относя в сторону от проигрывателя. Можно заменить на другой временно.
5.1.3. Проверяем заземление шелла и трубки тонарма относительно земляной клеммы проигрывателя. Должно быть не более 1 Ом
5.2. Фона нет. Радуемся.

Усилитель реагирует на сотовый.
Имеем в виду:
1. Сотовый - крайне опасная и вредная вещь для всех усилителей, особенно высшего класса, да с деревянным корпусом. Телефон - прежде всего источник СВЧ-излучения, и если усилитель склонен к возбуждению, то стоит всего лишь положить на него телефон и дождаться звонка, чтобы испытать судьбу на прочность. Усилители низких классов имеют больше шансов выжить в связи с обрезанной АЧХ в области высших частот.
2. Недавно восстановленный нами Бриг001 не мог быть использован более 1-1,5 часа предыдущим владельцем, т.к. именно через это время он самовозбуждался с ростом температуры внутри корпуса. Причиной безобразия явились противовозбудные сверхнадежные серебряные конденсаторы КТ-2 в соответствующих цепях микросхем К574УД1.
  Это к тому, нужен ли нам кузнец.