Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Эссе по восстановлению техники.

Мы восстанавливаем радиотехнику. Вокруг собрались энтузиасты - любители советской техники. Но все они - не бывшие работники ПО Вега. Еще с давних времен пытался привлечь к работе разработчиков, понимая, что это сильно двинет дело вперед - от обучения новичков до доработки и улучшения аппаратов завода и не только.

 Приходили, но не надолго. Уходя, говорили примерно одно и то же - морально тяжело. Мне было непонятно почему.

 Шло время. Уволился наш Главный инженер (кстати - по той же причине), а работы только прибавляется, пришлось самому работать  все больше и больше. Помогло то, что наш Главный рассказывал мне истории дефектов:  способы их обнаружения, причины и следствия, методологию. Я в это время наполовину спал от усталости, но, как оказалось, - в подкорке это все застряло и наконец пригодилось.

  По сути процесс восстановительного ремонта - детективный роман с трупом в главной роли. Надо не только понять, от какой болезни он помер, но оживить и принять меры, чтобы не помер вновь. Задача кажется сначала непосильной, но с помощью здравого смысла,  логики и полузабытых знаний, а главное - времени, постепенно открывается история аппарата.

 Недавно пришел на восстановление Арктур 004 из Вольска.  Сгорел мощник правого канала, левый мощник с искажениями, слабый сигнал. Остальное было пока неизвестно. С помощью нашего нового сотрудника Семена поменяли все выгоревшие элементы, в том числе выходные правого канала, восстановили печать после свирепых ремонтов.  На это ушел рабочий день. На следующий день Семен ушел учиться, я запустил в три этапа безопасно мощник, проверил - работает хорошо. Далее заменил все электролиты в блоке регуляторов. При замене обратил внимание, что в одном канале все старые электролиты были сдавлены плоскогубцами. Это знаменитый варварский способ ремонта конденсаторов, при котором предположительно отвалившийся внутри вывод прижимался к обкладке и работоспособность ненадолго восстанавливалась. Преступление конечно, да ладно. Включаю - один канал слабого уровня, нет низких частот. Это с линейного входа, если подать напрямую - замечательно. Смотрю схему - что там впереди на блоке коммутации? Ага, электролит и два транзистора составных. Заглядываю - Вау, а электролит уже заменен, причем судя по дате на корпусе - в 1982 году!

Получается, я иду по следу регулировщика цеха №2, который не смог починить этот дефект, но измудрился выпихнуть аппарат через ОТК. Ну что же, меняю электролит и оба транзистора в неисправном канале - как и следовало ожидать - не помогло. Пришлось изучать монтаж на предмет дефектов печати и паек. Нет, все нормально. Теперь надо заглянуть со стороны элементов. Это практически невозможно - блок притянут жгутами к шасси, видно только сбоку.  Делать нечего - пришлось руками на ощупь искать поврежденные и неправильные элементы. И ведь нашлась причина - оказались замкнуты между собой два резистора с высокой формовкой. В результате был исключен из работы каскад с усилением около 300, да еще и зашунтирован на землю сигнал, поступающий через конденсатор 0,22 мкФ на высокоомный вход. Стала понятна причина слабого звука без низких частот.

  Вспомнил, как в те годы на совещании у зам директора по качеству Лукьяненко Михаила Федоровича предлагал по результатам анализа дефектов срочно заменить формовку элементов на лежачую, но был поднят насмех - Это же  отраслевой стандарт, молодой человек! Следите за исполнительской дисциплиной!

  Вот так и получается - каждый на своем месте сначала просто не дорабатывает, а потом привыкает и уже осознанно халтурит. Регулировщика понять можно - ему надо за смену 10 аппаратов сделать, а не сидеть с каждым половину дня, как я. Я не оправдываю регулировщиков, и знаю еще некоторые их уловки, например, если аппарат не поддается - уничтожить сопроводной лист, и аппарат пойдет на второй круг и попадет уже к другому бедолаге. Грустно все это. И тогда, а сейчас еще и стыдно.

  Как-то так становится понятно, почему разработчики можно сказать ненавидят Вегу - им более всех видна вся технологическая несовместимость неквалифицированного труда и их детища, все вынужденные компромиссы конструкторских решений, вся ложь заданий по экономии материальных и трудовых ресурсов, приводящая к подобным результатам.

  И вот аппарат прожил таким 40 лет у человека. Слава богу, что использовался он только как проигрыватель, так как дефект проявлялся только при усилении внешних источников.

 Надеюсь теперь с ним будет все в порядке. Но не с нами. Аминь.

Выбор эквалайзера

Вопрос:

Здравствуйте Анатолий.Снова обращаюсь к Вам за советом. Давно приглядел в Вашем магазине Эквалайзер Прибой-014. Очень понравился. Ранее эквалайзера дома не имел, и опыта эксплуатации тоже не имею. Почитал разные форумы, отзывы и прочее. Советы и мнения самые противоречивые. кто-то написал, что имеются большие проблемы с согласованием этого эквалайзера и усилителя Вега 50У-122сААА. Поясните пожалуйста из своего опыта, как эквалайзер Прибой-014 будет работать с усилителем Вега 50У-122сААА и с усилителем Вега 10У-120.Планирую такую связку: магнитофон-приставка "Олимп-005с1" - Эквалайзер Прибой-014 - усилитель Вега 50У-122сААА (или Вега 10У-120) - акустика Вега 35АС-105-1. Если эквалайзер Прибой 014 не будет в эту связку вписываться, то что Вы порекомендуете другое? Для справки: Эквалайзер Прибой 014 я уже у Вас заказал, но пока не оплатил. Если не подойдет, то придется отказаться от покупки. Заранее большое спасибо.
С уважением, Геннадий.


Ответ:

Добрый день. Основная проблема старой советской техники — ее сопряжение с современными источниками сигналов уровнем 1-1,5 Вольта. Могут возникнуть искажения уже по входу. Допускаю, что у некоторых У122 может быть снижена перегрузочная способность по входу по какой-то причине. У Прибоя 014 нет регулировок по чувствительности и усилению, т.е. коэф. передачи этого устройства равен 1.

  Есть другой эквалайзер, обладающий регулировками как по входу, так и по выходу — посмотрите на эквалайзер Космос 101 на нашем сайте https://vega-brz.nethouse.ru/products/27183526

 Для аппаратуры высшего класса можно порекомендовать графический эквалайзер Прибой 024 или параметрический Амфитон 005

Регулировка тока покоя усилителей Вега 120 и 122

Вопрос:

Здравствуйте Анатолий. Являюсь покупателем в вашем интернет-магазине Вега. У меня к вам, как к специалисту по ремонту и восстановлению усилителей Вега, вопрос: подскажите пожалуйста, какой должен быть оптимальный ток покоя транзисторов усилителя мощности при регулировке(чтобы не было искажений и было максим. качество звука) и надо-ли на вых усилителя при регулировке подключать нагрузку 8 Ом (акустич. системы). Или же регулировку производить можно без нагрузки? Интересуют токи покоя для усилителя Вега 10У-120 и усилителя Вега 50У-122ААА. Прочитал кучу форумов, но советы самые противоречивые и даже диаметрально противоположные.Поэтому решил обратиться за советом к Вам, как к специалисту по ремонту и восстановлению усилителей Вега и человеку ранее работавшему на БРЗ. Заранее спасибо.
С уважением Геннадий.

Ответ:

Добрый день.

Сначала общие положения. Это усилители с выходными каскадами, работающие в режиме В. Если ток покоя в них равен 0 или около того, появляются искажения типа "ступенька". Их хорошо слышно на малой громкости и видно на осциллографе на синусоиде. Достаточно неприятны на слух.

   При увеличении тока покоя рабочая точка на вольт-амперной кривой должна быть смещена на наиболее прямолинейный участок, на котором и будет минимум искажений. Инструкции по регулировке устанавливают диапазон 10-15 мА для У120 и 17-25 мА для У122.

 Если Вы выставите эти токи, то это вовсе не значит, что искажения будут минимальны. Дело в том, что в условиях массового производства не производился точный подбор пар транзисторов выходных и предвыходных каскадов. Просто на входном контроле транзисторов устанавливался диапазон значений коэффициентов усиления, при которых они считались годными. На практике встречаются случаи, когда в одном плече стоит, например, транзистор с коэф. 320, а в другом - 65.  Понять такой случай на практике можно по неадекватному поведению канала:

- артефакты при включении - выключении (хрюки)

- кратковременное появление постоянки на выходе при переключениях

- разные уровни ограничения сигнала для нижней и верхней части синусоиды.

Кроме заводских допусков, сегодня имеет место и деградация полупроводников. Например, в электрофоне Вега 002 применяются транзисторы КТ807А. Нередки случаи, когда их коэффициент усиления снижается до 3-5, а утечки мешают вообще выставить ток покоя. Впрочем для У120 и У122 это пока не характерно - срок жизни их полупроводников еще не заканчивается.

Мы при восстановлении вынуждены зачастую (ок. 50%) выпаивать годные транзисторы и менять их на подобранные пары, так как звук просто не нравится. Для обеспечения такой возможности приходится приобретать в большой запас транзисторы Кт818/819 из-за того, что у 818 коэф-ты намного больше, чем у 819-х, что вызывает тревогу.

 Теперь про нагрузку. Любой усилитель имеет небольшое напряжение на его выходе, в основном из-за разброса параметров транзисторов дифкаскада. Терпеть его можно до 0,1 Вольта. Существуют технические решения, такие как дополнительные смещения или простая замена сборок НТ, позволяющие свести постоянку до нормы или вообще до 0. Понятно, что это напряжение в пределах нормы практически не влияет на ток покоя усилителя и казалось бы колонки можно не отключать. Однако на практике известно, что любая ошибка при регулировке тока покоя может привести к разбабаху, который точно не понравится акустике, поэтому - отключаем обязательно.


Упаковка

Вопрос: Как отправлять к Вам аппарат? Транспортная компания требует заказать у них обрешетку за 1500 руб.


Ответ: Пора разобраться в этом вопросе подробно:


1. Обрешетка. Вот почему мы против обрешетки, хотя дрова конечно нужны:

1.1. Известно, что как ни подписывай груз хрупким, его все равно бросают на бетонный пол. Спина дороже.

1.2. Сравним случаи падения с высоты 1 метра упакованного аппарата в коробку и обрешетку. Масса в первом случае 10 кг, во втором - 20 кг.

        Средняя сила удара  F=m*g*h/S, где m - масса тела, g - ускорение свободного падения, h - высота падения, S - путь, пройденный при соударении с поверхностью. 

При падении аппарата, упакованного в обрешетку, он испытывает удар силой:

 20*9,8*1/0,03= 6533 н

При падении упакованного в картонную коробку:

10*9,8*1/0,15= 653 н

Проще говоря:

Средняя сила удара во столько же раз превосходит вес тела, во сколько высота его падения превосходит величину деформации.

Теперь понятно, что в жесткой упаковке при падении - аппарату смерть. Обрешетка защищает только от путешествующего рядом коленвала.

1.3. Уже зная теорию, мы отправляем аппараты в легкосминаемой упаковке. Это обычные картонные ящики. Чтобы уберечь аппарат от перегрузок, мы делаем большую дистанцию от аппарата до стенок, обычно толстым поролоном. При падении аппарат приземляется максимально плавно, в течение длительного времени. Сила удара по аппарату снижается на порядок.

2. Упаковка проигрывателя:

2.1. Подготавливается аппарат:

2.1.1. ЭПУ закреплятся транспортным креплением. Если оно утеряно, необходимо любым способом его закрепить (кроме скотча, от которого масса проблем)

2.1.2. с ЭПУ необходимо снять металлический диск и противовес. Если аппарат едет к нам на восстановление с возвратом обратно - оставьте их дома. Если к нам насовсем - закрепите их снизу аппарата.

2.1.3. тонарм привяжите к стойке

2.1.4. под крышку положите в центре кусок поролона так, чтобы пластиковый диск был зафиксирован. На крышку надо положить жесткую фанеру на случай, если на коробку наступят.

2.1.5. обмотайте аппарат стрейчем или пленкой так, чтобы его стянуло и крышка не двигалась относительно корпуса.

2.2. Для упаковки потребуется:

2.2.1. картонная коробка с зазором от аппарата до стенок 10-15 см

2.2.2. пупырка, поролон, листовой пенопласт 1-2 см для укрепления стенок, скотч

2.3. В результате упаковки аппарат не должен свободно перемещаться внутри, а все грани коробки должны быть в скотче.

3. Особенности упаковки остальной техники:

3.1. Магнитофоны: в кассетоприемник надо вставить листик поролона или пенополиуретана, чтобы зафиксировать каретку с головками.

3.2. Акустика: вставить полужесткие распорки между задней стенкой и магнитом низкочастотника, чтобы последний не оторвался при падении АС в коробке на спину. (необязательная рекомендация, если сложно). Лицевую панель дополнительно закрыть листом ДВП.

4. Рекомендации по работе с ТК Энергия:

4.1. Не заказывайте забор груза из дома - в этом случае обрешетки не избежать.

4.2. Не указывайте в названии груза "радиоаппаратура" или "электроника". Это опять приведет к обрешетке.

Пусть это будут например "домашние вещи". Отыграйтесь на стоимости на случай утери груза. Страховка - на Ваше усмотрение. Мы сами не делаем этого.

4.3. Сверху на коробке напишите: ХРУПКОЕ, Новосибирск, Козлову Анатолию Павловичу, тел. 8-913-956-6640.

После получения в конторе - наклейте стикер на картонную коробку сверху и маркером в другом месте сверху - номер экспедиторской расписки на случай утери стикера.


Возможно что-то упустил. Задавайте вопросы. Ответом будет коррективка или дополнение данной статьи.

Качество динамиков БРЗ 10ГД-30 и 25ГД-26

Вопрос: 

Представляется, что необходимы уточнения. Согласно схеме (прилагается, выпуск май 1980 г.) низкочастотник мог быть 25ГД-26 или 25ГД-26Б. В интернете есть информация, что данные динамики отличаются магнитами - первый на кобальтовом как и в 25АС-2, а второй на ферритовом. Встречал мнение, что как раз в с связи с переходом с кобальта на феррит и были связаны изменения как в конструкции так и в наименовании. Но меня смущает в данном случае ИЛИ. Видимо стоит проверять каждую пару, что установлено (если интерес конечно есть).

CCI_000016.jpg

Ответ:

Уточню как известно мне от Валерия Шувалова:
1. Динамики 25ГД26 и 25ГД-26Б по техническим условиям никак не отличаются.
2. Оба вида магнитов позволяют получить одинаковую максимальную напряженность магнитного поля в зазоре.
3. Причина перехода - дешевизна прессованного порошка по сравнению с литьем в землю.
4. Конструкция АС в связи с магнитами никак не менялась.
5. Причина изменения названия - упорядочивание системы обозначений по ГОСТ.
Таким образом это еще один миф, достойный соответствующего раздела сайта. Перенесу туда позже.

Но вот что действительно важно - это изменение конструкции подвесов.
Сначала она была правильная - по краям подвес толстый, в середине - тонкий. Эти подвесы на всех старых 10ГД30Е, и на части 10ГД30 и 25ГД-26.
Подвесы изготавливались на изношенном оборудовании и прессформах, на плохом сырье, поэтому очень
много получалось просто дырявых (до 20%).
Решилось это ударом по столу директорской рукой и короткой командой увеличить толщину подвеса до равномерно-толстой, что и было сделано. Понятно, как это отразилось на параметрах.
Еще в те годы мне специально изготовили (я делал свою АС) динамики 25ГД-26 4 шт. с тонкими подвесами
и увеличенным немного ф провода катушки. АС были частью мебели, поэтому не сохранились. Но были разобраны. 2 шт. 25ГД я кому-то подарил, а 2 шт. стоят сейчас в лаборатории на приемке аппаратов в колонках 15АС-404. Клиенты, забирающие аппараты, частенько обращают внимание на шикарный бас, и скорее относят это на результат восстановления, что конечно тоже имеет место...

Так вот, имеет смысл проверять, насколько легко ходит ваш подвес, в том числе из-за эластичности подвеса. В последние годы (95-96г.) подвесы были порой настолько толстые на 35ГДН, что казалось - магнит слабый).


Пропитка диффузора динамика

Вопрос: Анатолий Павлович, добрый день.
Вот еще что хотел спросить. Что это за процедура которые применяют по пропитке диффузоров динамиков. Я тут просто отдавал динамик в ремонт(перемотка катушки), который спалил летом  от S30  при ремонте Одиссея. Ну и испытал динамик, он , так скажем стал выносливее к нагрузке, не захлебывается, не дрепает. Ну и спросил у мастера от чего так, ну он говорит что сделал пропитку. Как еще пояснили пропитки бывают разные для получения того или иного результата, как зачастую бывает своих секретов они не раздают чем и как.  Мне стало интересно, т.е как бы результат положительный, поизучал этот вопрос. По Вашему сайту сколько смотрел информацию по АС, подобной процедуры вроде ни где не нашел. Ну не много помыслив над этим — что же это все такое? т.е. пропитка — это реально необходимо для динамика или очередная блаж передельщиков или аудифилов? Ведь ни где в инструкции  по ГД не встречал что такое обслуживание требуется?. По моему чутью кажется что это блажь, если это и помогает то как временное явление, т.е. как лыжи:  езди пока ездят, но если хоть раз мазью намажешь, то всё будешь вынужден пользоваться всегда с учетом погодных условий.  Или в этом есть необходимость?  Никита.

Ответ:

   Добрый. Сначала по Вашему конкретному случаю.  Рижские динамики для линейки S30 как правило очень хорошо пропитаны и эта пропитка долговечна. Если Вы захотите его пропитать - ничего хорошего не получится - либо вообще не пойдет, либо пятнами. Далее. "Захлебывается и  дрепает" - это о центрирующей шайбе. Именно она на 95% останавливает диффузор, летящий  к границе своих возможностей. Оставшиеся 5% - это подвес и провода).  Таким образом предположу, что ваш мастер пропитал все-таки шайбу, за что ему человеческое спасибо.

  Теперь по основному назначению. Пропитка диффузора нужна для получения требуемой АЧХ и уменьшения нелинейных искажений, возникающих от интермодуляционных колебаний. Они представляют собой круговые волны, возникающие  из-за нераномерности толщин как самого диффузора, так и подвеса, если он прессован из резины (очень частое явление - перекос пуансона относительно матрицы).

Повторная пропитка любого диффузора увеличивает его массу и в некоторых случаях жесткость, что неизбежно приводит к снижению чувствительности до 3 дБ, изменению неравномерности АЧХ и резонанса.

  Можно было бы поставить крест на дополнительной пропитке, если бы не одно но. Из-за нарушений технологии, в том числе на БРЗ, пропитка делалась иногда практически пустыми растворами при норме 3-5%. Это случалось при коагуляции бакелитового лака от времени или еще хуже от холода, когда он практически не растворяется в спирте. По техпроцессу после сушки технолог должен определить достаточность операции и отправить на повторную пропитку в случае необходимости. Но кто даст ему это сделать, если план под угрозой срыва?  В конце месяца технолог обычно пил чай в техбюро. с плюшками).

 Скажу по нашим динамикам - требуют пропитки динамики с рыхлыми диффузорами после 30 лет эксплуатации: 3ГД-31, 4ГДШ, 10ГД-30, 25ГД-26, иногда 35ГДН-1


PS Эта статья является дополнением к статье https://vega-brz.nethouse.ru/articles/tag/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8  описывающей процесс восстановления акустики

Восстановление аппаратуры нашим сайтом

Вопрос: Скажите пожалуйста в разделе гарантия вы пишите что вся техника работоспособна и перед продажей проходит проверку. Означает ли это что вы, 1) Полностью восстанавливаете технику заменяя в ней устаревшие радиодетали на современные, например конденсаторы 2) Означает ли это что вы устраняете врожденные недостатки, "детские болезни" недоработки завода приводящие к преждевременному выходу из строя техники. 3) Или вы просто ремонтируете, только то что сломалось. Я собираюсь собрать всю стереосистему на базе ВЕГА. все вопросы касаются только продукции ВЕГА. И последнее посоветуйте пожалуйста какую систему лучше собрать 12ю или 122ю ?

Руслан

Ответ: Добрый вечер Руслан.

  1. Да, восстановление полное. Его производят инженеры, а не выпускники ПТУ, как на заводе в прошлые годы. Меняются не только конденсаторы, но и активные полупроводниковые приборы с низкой надежностью или потерявшие основные параметры. Изнашивающиеся механические детали как правило меняются на новые с хранения. После всех замен производится регулировка согласно заводских инструкций.  В разделе СТАТЬИ сайта Вы можете узнать некоторые подробности процесса восстановления. Например по акустике: https://vega-brz.nethouse.ru/articles/tag/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8
  1. Мы стараемся сохранить конструкцию аппаратов в том виде, в котором они вышли с завода. Тем не менее в некоторых случаях мы вынуждены исправлять производственные и конструкторские ошибки. Так, например, В Арктуре 003 четыре позиции электролитических конденсаторов должны устанавливаться с обратной полярностью относительно нанесенной маркировки на плате. На заводе они также устанавливались неправильно, что приводило к отказам в течение эксплуатации.
  2. Восстановление отличается от ремонта по дефекту тем обстоятельством, что в начале делаются общетехнические мероприятия — замена ВСЕХ электролитов, ненадежных элементов, тестирование остальных элементов и компонентов с заменой в случае необходимости. В результате уже на этой стадии 90% дефектов автоматически исчезают. Остальные 10% — как правило привнесенные пользователями путем изменения конструкции или монтажа, или неквалифицированным ремонтом.
  3. Все перечисленное вовсе не означает, что после нашего восстановления с аппаратом ничего не может случиться. Случается нечасто. Нам удается  в большинстве случаев исправить недоразумения на расстоянии путем несложных советов и действий, так как серьезных дефектов практически не бывает.
  4. Если Вы планируете иметь лазерный проигрыватель, то надо брать 122 комплекс.



Выбор акустики для цифрового усилителя

Вопрос: добрый день. давно присматриваю у Вас акустику. Сам я фанат АС времен СССР. По советам друзей приобрел данный усилитель ( https://aliexpress.ru/item/4000360171162.html?spm=a2g0o.cart.0.0.7ae13c00MpElPN&mp=1 ) . Могли бы Вы порекомендовать АС из имеющихся у Вас в наличии?

Ответ:
Добрый вечер. Мне не очень понятен принцип действия цифрового усилителя. По сути это должен быть блок питания с контроллером (управляемым входным сигналом), выход которого цепляется прямиком на АС. Страшновато? Да.
По описанию мощность 125 Вт (4 ома) и 65  (8 Ом) — в принципе любая наша АС должна хорошо раскачаться. Вопрос в предварительном усилителе. Его конечно может не быть, если звуковая карта позволяет. Что Вы используете?
  И еще: Допустим у Вас есть аналоговый источник сигнала (к примеру проигрыватель винила). Значит на входе этого усилителя должен быть АЦП, и мы знаем из описания, что частота дискрета в Вашем УМ 100 кГц, что всего лишь вдвое больше первоначального стандарта 1988 года - 44 кГц. Это означает, что вышки в звуковом качестве  нет, и с этим надо как-то жить.

  Если подавать на вход цифровой сигнал, то после усиления он прямиком попадает на АС, что крайне подозрительно: дело в том, что даже в обычном лазерном проигрывателе после ЦАП стоят специальные фильтры, «очеловечивающие» аналоговый сигнал на выходе. Как может быть это реализовано на уровне контроллера блока питания — т.е. еще на цифровом уровне — мною не осмысливается.
Удачи Вам конечно в освоении техники сегодняшнего дня. Но точно не мое. Если после прослушивания всяких цифр включить электрофон Аккорд, то ухо будет посылать в мозг сигналы счастья).

АК

Мойка винила

Вопрос: Добрый день, Анатолий Павлович! Интересует оптимальный способ чистки (мойки) виниловых пластинок. Современные (широко рекламируемые) средства мойки, не говоря уже о специальных аппаратах мойки ультразвуком или просто ванночек для промывки с ах... какими супер-пупер щётками, ничего кроме недоумения своей ценой не вызывают. Но ведь в золотую эру винила 70-х и 80-х ничего подобного в нашей стране не было (признаюсь лично в силу возраста не застал). И как то обходились подручными средствами. В сети интернет ра? ?брос мнений по данному вопросу просто до безобразия широк как и перечень предлагаемых способов и средств. На данном форуме находил отдельные мнения, разбросанные по разным смежным темам. Но хотелось бы свести всё воедино. Эдуард


Ответ: Для нас этот вопрос уже практически решен в пользу хозяйственного мыла 72%. Сильные загрязнения помогает отмыть предварительно обычная водка. Были желающие наставить нас на более современные решения, например на жидкое хозяйственное мыло. Но посмотрев на результаты мытья от советчиков, поняли, что наше решение лучшее. После хозяйственного мыла пластинка блестит как новая, статика не проявляется вообще.

 Особенности процесса:

1. На советских пластинкиах не надо защищать от воды этикетку. Вода в небольших количествах не принесет ей вреда. А вот у демократов с пятаками - беда. Тут требуется большая осторожность.

2. Грязные пластинки моем дореволюционнной волосяной щеткой, внешне хорошие - мягкой женской рукой.

3. Вода после ополаскивания удаляется мягким махровым полотенцем, после чего пластинка сушится на воздухе 20 мин.


Вот так простецки выглядит этот процесс. Представляю как сейчас покоробит снобов от такого безобразия. Но продолжу следовать советам моего папы. Ни разу не подвел.

Магнитофон выдавливает ленту

Здравствуйте.У меня технический вопрос.На каких кассетах Вы его тестировали (вега мп 122-с). Я из Ростова на Дону. Проблема в чем.Он ни в какую не хочет принимать TDK и NAKAMICHI. Первые три-четыре минуты скидывает ленту влево.

Добрый вечер.
Настройка угла наклона, скорости и проверка детонации ведется на заводских кассетах МК-60, т.е. толстых. Проверка тракта проводится специальным шаблоном (высота головки по рогам) и зеркальной кассетой (наклон ролика). Усилие подмотки и перемотки проверяется динамометрическими кассетами.  Проверка на запись и воспроизведение проводится на TDK SA-X и AD.
Теперь вопросы:
1. Я правильно понимаю, что Ваш магнитофон выдавливает ленту? Влево как я понимаю невозможно, а вот вверх или вниз -да. Поясните.
2. Обе лентопротяжки  (А и В) ведут себя одинаково?

Советы по кассетам:
1. Проверяйте прижимную фетровую подушку - если она ослабнет и уйдет внутрь, тракт станет более нестабильным
2. Проверяйте сопротивление ленты вращению карандашом или ручкой - если вращается туго, ленту будет выдавливать. При необходимости ослабьте винты кассеты и перемотайте ленту.

Совет по магнитофону:
1. Для работы с очень тонкими лентами рекомендуется дополнительное травление тонвала хлорным железом.
Примерно так:

  • задняя часть магнитофона немного приподнимается так, чтобы раствор не затек в подшипник.
  • Ватной палочкой наносится раствор хлорного железа на рабочую зону тонвала, не ближе 2 мм к защитной шайбе подшипника. Тонвал при этом должен вращаться (магнитофон включен)
  • Ждем полного высыхания раствора, после чего моем спиртом или водкой.
  • Периодически эту операцию надо будет повторять.