Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Пожарная безопасность аппаратуры


Вопрос:
Добрый вечер Анатолий! Решил Вам задать вопрос который касается пожарной безопасности аппаратуры. Аппаратура Вега как и другие аппараты прошлого века в том числе и комплектующие в большей степени силовой части (питание) были изготовлены 25 а то и 30 лет назад. Известно что техника времён СССР надёжна и при надлежащем обслуживании может работать долгие годы. Но даже в Советское время, а это известно мне из лекций в МЧС, например при эскслуатации холодильников оговаривался срок эксплуатации примерно 7-8 лет после истечения которого подразумевалось что холодильник будет освидетельствоваться через сервисы для определения его противопожарной надежности. В те времена, особенно в начале 80 годов часто горели цветные телевизоры. В большинстве своём причиной возгорания являлось нарушение правил эксплуатации, тепловой режим и т.п. И хотелось бы узнать, при проектировании аппаратуры как учитывались противопожарные требования? Насколько безопасна эксплуатация аппаратуры выпусков 30 летней давности? На что требуется обратить внимание? Насколько безопасны комплектующие в том числе с хранения? С уважением Геннадий, Москва.
Ответ:
Добрый день. Хороший и своевременный вопрос.  Судя по тем аппаратам, которые попадают к нам на восстановление, они крайне небезопасны с этой точки зрения. Так, в аппарате скапливается много пыли, как правило легко воспламеняющейся; зачастую вместо предохранителей в цепях питания стоят перемычки; шнуры питания могут иметь крайнюю степень износа- оголенные участки провода, изломы в местах наибольщих сгибов. Вновь установленные шнуры питания не специалистами могут иметь упрощенное небезопасное крепление и отсутствие изоляции монтажных точек.
   В свое время мне приходилось от СКБ Вега ездить в Москву для получения экспертного заключения по ремонтопригодности аппаратов и соблюдения требований безопасности. Занимался этим институт НИТХИБ. 
 Надо сказать, что наша страна отставала от европейских стран и по требованиям безопасности до начала 80-х годов. Затем наши отраслевые стандарты были доработаны как в части конструктивных требований к аппаратуре, так и в методах контроля  безопасности. Именно таким образом появилось условие двойной изоляции силовых проводов, нормы минимальных расстояний между токоведущими частями аппаратуры. Помню просто поразил меня как советского человека способ испытаний аппаратов по безопасности с помощью металлической цепочки с нормированным диаметром и длиной. Это в то время, когда были очереди за апельсинами, причем в этой очереди шли  вне очереди ряхи, утверждающие, что они члены правительства. Впрочем, и заключение по ремонтопригодности получалось при условии привоза некондиции.
Что касается степени пожароопасности разных комплектующих, на первом месте естественно трансформатор. Он может замкнуть самостоятельно, а может перегреться из-за закороченных предохранителей во вторичной цепи. Понятно, чем позже аппарат выпущен, тем более полно учтены в нем требования безопасности.
Нормы, регулирующие правила эксплуатации, связанные с выработкой срока эксплуатации (как и само это понятие) - отсутствуют в ГОСТах и ТУ на аппаратуру. Это на западе были и есть требования по утилизации.
При восстановлении нами аппаратуры мы обеспечиваем основные требования безопасности как в части защиты от поражения электрическим током, так и от возгорания. Хотя надо понимать, что полностью исключить возможность возгорания невозможно хотя бы потому, что основные комплектующие остаются прежними - прежде всего трансформатор. Например в Веге 106 он выполнен способом бескаркасной намотки. Безопасно пользоваться аппаратом с таким трансформатором можно с условием применения предохранителя до 0,25 А.
По возможности также кладем в ЗИП подобных отправляемых аппаратов запасной предохранитель.
Еще один немаловажный аспект восстановления - обеспечение правильных режимов работы электролитических импортных конденсаторов по напряжению. Часто к нам приходят на восстановление аппараты со взорванными или распухшими импортными конденсаторами. Это связано с тем обстоятельством, что они очень критичны к малейшему превышению рабочего напряжения. Поэтому если на советском конденсаторе указано напряжение 16 Вольт, то импортный надо ставить уже на 25, а еще лучше -35 или 50 Вольт. Это конечно дороже, но надежнее.

Настройка ЭПУ G602

Здравствуйте Анатолий! Настраиваю стол Unitra G602 так вот на каких делениях должны быть груз антискейтенга и самого тонарма?

Антискейтинг - на 0, если нет щелчков в конце пластинки. Прижим иглы устанавливается противовесом. Сначала уравновешивается тонарм, затем при неподвижном противовесе красная риска ставится вертикально. Далее устанавливаем прижим: один оборот противовеса соответствует 2 граммам. Значит для Unitra надо повернуть на 3/4 оборота, что соответствует 1,5 граммам.

Фон проигрывателя ЭП-110

Вопрос: 

У меня есть старенькая Вега ЭП 110 Стерео, сильно фонит. Пришлите пожалуйста принципиальную схему, очень прошу. Фото или скан с хорошим разрешением. Заранее благодарю.


Ответ: Добрый вечер Сергей. Направляю схему в приложении. Однако для устранения дефекта схема не нужна. Разберите аппарат: сначала снимите ЭПУ, затем корпус. Снимите металлический экран с корректора, затем сам корректор. Пропаяйте выводы двух  выходных разъемов. Их всего 12. Этого бывает достаточно в 90% случаев появления фона. Следующий этап - земляные провода от тонарма.

Фон сети усилителя Электроника Б1-01

Вопрос1: В октябре 2015 купил усилитель Электроника Б1-01.Получил аппарат в целости и сохранности благодаря отличной упаковке.Спасибо! Были обнаружены следующие недостатки: 

1. Баланс каналов не по середине

2. Не все емкости сменены

3. После замены емкостей появился фон, слышимый в наушниках еще до того, как сработает реле защиты


Ответ1:

По поводу баланса не по середине ручки громкости. Внутри усилителя нет регулировок усиления по каналам. Надо поступать следующим обазом, если Вас не устраивает реальный баланс: а) Снять ручку баланса  б)выставить баланс каналов в)Установить ручку баланса на место так, чтобы риска была посередине. Все.

По поводу гула усилителя Электроника Б1-01 говорил с нашим Главным инженером.

Наушники действительно запитаны не через реле. Нужна дополнительная информация, для чего:
1. Выньте заглушку УП-УМ из гнезда и включите усилитель.
2. Если фон есть, то причины следующие:
2.1. неисправна одна из фильтрующих банок (навешать дополнительные)
2.2. задран ток покоя (уменьшить)
3. Если фона нет, выключаем усилитель, вставляем заглушку УП-УМ на место, на вход, соответствующий положению кнопки селектора входов устанавливаем заглушку со всеми закороченными контактами (1-2-3-4-5)
4. Слушаем фон и сообщаем нам результат.
Анатолий Козлов

Вопрос 2: Здравствуйте Анатолий! Спасибо за оперативные советы! При вынутой заглушке УП-УМ из гнезда фона нет. При установке на вход, соответствующий положению кнопки селектора входов заглушки со всеми закороченными контактами (1-2-3-4-5) фон есть. С уважением. Сергей.

Ответ 2:

Добрый день Сергей. Причина фона известна нам. Когда-то не понимал смысл поговорки "лучшее - враг хорошего". Похоже тот случай. Вы говорили, что в полученном от нас усилителе не все емкости были сменены. Единственные емкости, которые мы можем не сменить - фильтрующие по питанию при отсутствии фона. Объясню почему. Сами по себе (конструктивно) советские элетролиты К50-6 и К50-16 очень надежны, имеют гораздо большие по сравнению с импортными перегрузочную способность и долговечность. Слабые их места - некачественная холодная сварка выводов и разгерметизация (снижение надежности но не долговечности). Это все сильно влияет в цепях прохождения полезного сигнала и оценивается тангенсом диэлектрических потерь. В цепях фильтрации напряжения питания емкости при работе формуются и срок их безотказной работы на порядок больше.
Таким образом ситуация следующая:
1. Если в Вашем усилителе остались не смененные нами емкости, то вина в наличии фона - наша. Перечислите, какие на блоке У1 и шасси емкости не сменены были нами, кроме больших банок. Большие понятно исправны, т.к фона мощника Вы не обнаружили.
2. Если в результате дополнительных замен конденсаторов, организованных Вами, и появился фон, можно будет предположить, явился ли фон следствием установки некачественных комплектующих или операция замены выполнена с ошибками. Сообщите, какие емкости были дополнительно заменены.
Анатолий Козлов
PS. Прочитайте на досуге миф№3 http://vega-brz.nethouse.ru/mif




Расположение усилителя с аудиокомплексе

Вопрос:

Добрый день Анатолий! У меня возник вопрос по эксплуатации усилителей. А точнее размещении других аппаратов тюнеров, ПКД и т.п. Проще говоря, как Вы считаете, можно ли ставить сверху на усилительную аппаратуру другие аппараты. Мнений на этот счёт много. Не возникнет ли перегрева компонентов? С уважением Геннадий. Москва.

Ответ:

Добрый день Геннадий.
При разработке конструкции усилителей, в т.ч. систем их охлаждения, предполагается, что они должны работать в стойке, причем усилитель располагается снизу. Высота ножек верхних аппаратов выбирается такой, при которой поток теплого воздуха от радиаторов усилителя беспрепятственно выходит наружу. В руководстве по эксплуатации многих усилителей имеется стандартное предупреждение о недопустимости перекрытия вентиляционных отверстий бумагой или салфетками.
Однако существует ряд усилителей, нагрев которых во время работы даже на небольшой громкости сопровождается ощутимым нагревом отдельных их частей до 50-60 град. Например: Одиссей 010, Кумир 35У-102С, Электроника Б1-01, Вега 50У122-100 и Вега 50У122-200 (от Алексея Нск) Это само по себе не опасно, т.к. заложено конструктивно, но надо понимать, что надежность горячих узлов снижается. Многие используют для охлаждения кулеры от компьютеров. Алексей Нск разработал систему обдува радиаторов с ростом числа оборотов вентилятора от температуры. В таком случае при небольших громкостях прослушивания шум вентилятора практически не слышен.
В дополнение к Вашему вопросу еще некоторая информация:
1. Рекомендуется не ставить непосредственно на усилитель тюнер, чтобы избежать воздействия магнитного поля трансформатора на работу контуров, а также для уменьшения возможного температурного дрейфа настройки.
2. Рекомендуется не ставить сверху на усилители мощности (УМ) проигрыватели в связи с их высокой чувствительностью ко всем видам электромагнитных помех.

3. ПКД, МП, УП и Эквалайзеры не чувствительны к нагреву.
4. Имеем в виду, что тепло от усилителя может быть меньшим злом по сравнению с уровнем его электромагнитного излучения. Если в Вашем аудиокомплексе прослушивается фон 50 или 100 Гц, а соединительные кабели советские  и заземление в норме, остается проверить усилитель на излучение. Для этого надо снять с усилителя все аппараты, сдвинуть не отключая в разные стороны, насколько позволят соединительные шнуры, и проверить, уменьшился ли фон. Если уменьшился, то попробуйте отодвинуть в стойке повыше тот аппарат, на который прошли наводки.
5. Причиной излучения усилителя может быть неявный дефект трансформатора:
5.1. Небольшой акустический гул, неустранимый ни стяжкой, ни клеем
5.2. Наличие хотя бы одного короткозамкнутого витка одной из обмоток
5.3. Обрыв экранирующей обмотки
6. Подробнее по методике поиска http://vega-brz.nethouse.ru/articles/271737







Польское ЭПУ Unitra G602 не держит обороты

Вопрос

Здравствуйте.
У меня на проигрывателе Вега 110 плывут обороты.
Пассик менял, но стробоскоп всё равно отстроить не получается.
Не подскажите, в чем может быть дело?
Заранее спасибо.Владимир.

Ответ:

Добрый вечер Владимир.
В порядке вероятности:
1. Промыть WD-40 регулятор оборотов (снять корпус резистора)
2. Смазать жидким часовым маслом верхний подшипник мотора, для чего снять крыльчатку и удалить возможно попавший мусор из зазора. Пластмассовый диск должен долго вращаться по инерции без пассика. Его ось надо смазать ЛИТОЛом, или подобной вязкой смазкой.
3. Потеря контакта на плате управления ЭПУ:
3.1. Предохранитель
3.2. Разъемы
3.3. Переключатель оборотов
3.4. Ложная пайка или обугленный резистор в цепи питания.
4. Неисправность стабилитрона. Подойдет любой на 11 Вольт при токе 1 А
5. Неисправность управляющего транзистора BD135
6. Неисправность двигателя (разобрать по меткам и прочистить коллектор)


Оставшиеся 5% причин потребуют привлечения специалиста.

Сообщите нам Владимр, какая в Вашем случае была причина.


Фон с импортного проигрывателя и сотового с усилителем Электроника Б1-01

Вопрос:   Здравствуйте Анатолий. С Новым годом, Вас. Подключил я усилитель Б1-01. Прослушал. Впечатление от него хорошее, услышал как могут звучать мои Technics SB-F75. Можно и порвать ненароком. Большое спасибо, Анатолий. Я доволен. Но есть и "но":
1. Идет фон от проигрывателя в паузах, когда играет музыка не слышно.
Возможно сам проигрыватель не хочет дружить(он 100 вольтовый, Aurex SR-F335), может из-за адаптера, может каналы с переходником не сходятся, может потому что у усилителя нет заземления?
2. Усилитель реагирует на сотовый при разговоре; чем ближе находишься, тем сильнее фон.
Если есть какие либо идеи, поделитесь, а так наверное придется переходить на отечественную вертушку.
Еще раз спасибо Анатолий. С уважением, Игорь.


Ответ:

И Вас Игорь с Наступившим. Всего наилучшего.
Теперь по порядку.
Фон с проигрывателя. Откуда он взялся -проверяется следующим образом:
1. В гнездо ЗС усилителя вставляется заглушка из штеккера 5 DIN с закороченными контактами 2-5-3. Таким образом обеспечивается отсутствие какого-либо сигнала на входе, в том числе фона.
2. Включается усилитель со входа ЗС на средней громкости. Слушается фон ухом вплотную к АС:
2.1. Фон есть. Причина - неисправность фильтрующих цепочек корректора по питанию. Меняем электролиты С4 на платах У2 и У3. (50 мкФ)
2.2. Фона нет. Усилитель исправен.
3. Вместо заглушки подключается импортный проигрыватель.
4. Клемма земли проигрывателя соединяется с землей усилителя с помощью того же штеккера 5 DIN, причем провод сечением 0,5 мм кв. минимальной длины  надо припаять ко 2 контакту и вставить в любой незадействованный вход усилителя.
5. Включается усилитель со входа ЗС на средней громкости. Слушается фон ухом вплотную к АС:
5.1. Фон есть.
5.1.1. Выбрасываем переходник, изготавливаем прямой соединительный шнур из советского экранированного провода со штеккером 5DIN на конце с распайкой 2-3-5, где 2 - земля
5.1.2. Если проигрыватель стоит на усилителе, относим его в сторону или вверх от усилителя. Проверяем на излучение адаптер на 110 Вольт, выключая его из сети или относя в сторону от проигрывателя. Можно заменить на другой временно.
5.1.3. Проверяем заземление шелла и трубки тонарма относительно земляной клеммы проигрывателя. Должно быть не более 1 Ом
5.2. Фона нет. Радуемся.

Усилитель реагирует на сотовый.
Имеем в виду:
1. Сотовый - крайне опасная и вредная вещь для всех усилителей, особенно высшего класса, да с деревянным корпусом. Телефон - прежде всего источник СВЧ-излучения, и если усилитель склонен к возбуждению, то стоит всего лишь положить на него телефон и дождаться звонка, чтобы испытать судьбу на прочность. Усилители низких классов имеют больше шансов выжить в связи с обрезанной АЧХ в области высших частот.
2. Недавно восстановленный нами Бриг001 не мог быть использован более 1-1,5 часа предыдущим владельцем, т.к. именно через это время он самовозбуждался с ростом температуры внутри корпуса. Причиной безобразия явились противовозбудные сверхнадежные серебряные конденсаторы КТ-2 в соответствующих цепях микросхем К574УД1.
  Это к тому, нужен ли нам кузнец.





Выбор акустики

Вопрос: Скажите пожалуйста акустика Корвет 35АС-028 и Электроника 90АС-001- какая из них будет лучше по звучанию, если можно подробнее. И по басу (одна закрытого типа другая с пассивным излучателем - где бас будет плотнее, четче и лучше) спасибо! Денис


Ответ:

1. Вся акустика закрытого типа по определению работает на сжатие-растяжение  внутреннего объема АС. Если в корпусе нет дефектов в виде щелей, сквозных ответстий, звук НЧ будет ярким, отчетливым (разборчивым), т.е. как Вы пишите - плотнее и четче.  Частое недовольство подобной акустикой связано как раз с наличием в ней различных неплотностей, приводящих к уменьшению давления и призвукам. проверяется просто - надавливается и отпускается диффузор НЧ динамика - он должен вернуться на место не сразу, а постепенно. Примеры такой акустики: 10МАС, 25АС-2, 25АС-109/309, S70, Корвет/Кливер/Старт 35АС-028.

2. Фазоинверторная акустика имеет повышенную отдачу НЧ за счет правильной настройки резонансов, поэтому звук такой АС более гулкий, с широким фронтом баса, как правило до 100 Гц. Субъективно НЧ на такой акустике больше по сравнению с компрессионной. Примеры такой акустики: S30, S50, S90, 50АС-104, 50АС-106, Орбита 35АС-016, Амфитон 35АС-018, Амфитон 25АС-027, Электроника 25АС-033, Эстония 35АС-021.

3. Акустика с применением пассивного излучателя на НЧ - оригинальное инженерное решение по выравниванию АЧХ акустических систем в области нижних частот. Пассивный излучатель представляет из себя мембрану, приводимую в движение колебаниями воздуха внутри АС, которые производит низкочастотный динамик. В правильно спроектированной системе звуковое давление пассивного излучателя и НЧ динамика складывается.

Звук такой акустики производит очень приятное ощущение, используя преимущества как первого так второго варианта, описанных выше. Примеры такой акустики: Электроника 35АС-130, Электроника 35АС-015, Электроника 90АС-001, Вега 50АС-021-2


Варианты исполнения усилителя Бриг-001

Вопрос:  Скажите пожалуйста, чем отличаются варианты Бригов 001, и какой из них лучше по звуку?

Ответ: Понимаю, что спрашивающие не имеют в виду клон этого усилителя под названием Барк001. речь должна идти о конструктивных доработках усилителя Бриг001, как схемных, так и внешне-фукциональных.


1 версия: 

Выходные транзисторы  КТ808 или КТ803
2 переходных платы на радиаторе по бокам
Питание +/-32 Вольта
2 отдельные платы УМ
Предвыходные транзисторы  КТ807, КТ626 на радиаторах на платах УМ
Вход - дифкаскад на КТ315
Есть вход микрофон и регуляторы чувствительности, на самых первых сзади
Переключатель Gain.
Номинальная чувствительность по входам - 150мв

Переключатель акустики на 3 положения, нет лампочек перегрузки

На передней панели надпись 100 Ватт

Разъемы для подключения акустики точка-тире
http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/brig001s22.jpg

2 версия:
Выходные транзисторы КТ808А
Предвыходные транзисторы  КТ961, КТ626 на основном радиаторе

Входной  каскад  на К574УД1

1 переходная плата на радиаторе посередине
Питание +/-40 Вольт
2 отдельные платы УМ

Переключатель акустики на 4 положения

На передней панели надпись Hi-Fi
https://pp.vk.me/c620920/v620920423/1f4c/-I1YzVmslwc.jpg

3 версия:
Выходные транзисторы  КТ818, КТ819
Нет переходной платы
Питание +/-34 Вольта
1 большая плата УМ (реле на плате УМ может и не быть)
Предвыходные транзисторы  КТ961, КТ626 на радиаторах на платах УМ
Входной каскад на К574УД1
Номинальная чувствительность по входам - 500мв

На передней панели надпись Hi-Fi, два индикатора перегрузки

Переключатель акустики на 4 положения
http://cs416818.userapi.com/v416818628/2618/Nrd6UiERsg8.jpg

4 версия:

Усилитель Барк 001. Полностью соответствует Бригу 001 3 версии. Качество исполнения не хуже.


Теперь что касается звука:

1. Думаю не более 5% аудиофилов угадают разницу в звуке разных вариантов этого усилителя

2. Первая версия в связи с более высокой чувствительностью по входу (150 мВ) может работать с искажениями от устройств с высоким напряжением на линейном выходе, например ПКД (1 Вольт).

3.Общее отличие всех версий Брига 001 от других усилителей - мощный акцентированный бас без искажений на любой громкости

4. Удачно выбраны частоты регулировки тембров (в зоне акустического комфорта большинства слушателей)

Набор компонентов в аудиокомплекс

Вопрос:  Здравствуйте! посоветуйте пожалуйста в наличии есть Амфитон УП003 + УМ104. с сд Денон 520 и акустикой Magnat MS 1002. есть ли смысл менять Амфитон УП003 + УМ104 на :Бриг-001, Барк 50У-068С или Корвет УМ048? подскажите пожалуйста! и по звуку особенно бас и середина лучше что будет? Спасибо большое!

Денис.


Ответ: Добрый день. Здесь неизвестен ни Ваш CD проигрыватель, ни акустика. В таких случаях надо полагаться на сравнительный опыт. Если Ваша акустика зазвучит лучше с другим усилителем, то замена верна. Посмотрел в интернете. АС такой узкой конструкции физически не работают ниже 100Гц. Поэтому в них и толкают резонатор Геймгольца. CD очень хороший по ЦАПу, но как там настроены фильтры, одному богу известно.
Ваша задача - любым доступным образом добиться приятного на слух низкочастотного рокота при воспроизведении баса на мощности 5-10 Вт. По опыту знаю, что Амфитоны 003-104 могут дать такое на отечественной акустике типа 35АС. Более сильный акцент на НЧ для подобных АС  позволяет получить Бриг 001 и Корвет/Барк 068 за счет регулируемой тонкомпенсации.