Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Настройка ЭПУ G602

Здравствуйте Анатолий! Настраиваю стол Unitra G602 так вот на каких делениях должны быть груз антискейтенга и самого тонарма?

Антискейтинг - на 0, если нет щелчков в конце пластинки. Прижим иглы устанавливается противовесом. Сначала уравновешивается тонарм, затем при неподвижном противовесе красная риска ставится вертикально. Далее устанавливаем прижим: один оборот противовеса соответствует 2 граммам. Значит для Unitra надо повернуть на 3/4 оборота, что соответствует 1,5 граммам.

Фон проигрывателя ЭП-110

Вопрос: 

У меня есть старенькая Вега ЭП 110 Стерео, сильно фонит. Пришлите пожалуйста принципиальную схему, очень прошу. Фото или скан с хорошим разрешением. Заранее благодарю.


Ответ: Добрый вечер Сергей. Направляю схему в приложении. Однако для устранения дефекта схема не нужна. Разберите аппарат: сначала снимите ЭПУ, затем корпус. Снимите металлический экран с корректора, затем сам корректор. Пропаяйте выводы двух  выходных разъемов. Их всего 12. Этого бывает достаточно в 90% случаев появления фона. Следующий этап - земляные провода от тонарма.

Фон сети усилителя Электроника Б1-01

Вопрос1: В октябре 2015 купил усилитель Электроника Б1-01.Получил аппарат в целости и сохранности благодаря отличной упаковке.Спасибо! Были обнаружены следующие недостатки: 

1. Баланс каналов не по середине

2. Не все емкости сменены

3. После замены емкостей появился фон, слышимый в наушниках еще до того, как сработает реле защиты


Ответ1:

По поводу баланса не по середине ручки громкости. Внутри усилителя нет регулировок усиления по каналам. Надо поступать следующим обазом, если Вас не устраивает реальный баланс: а) Снять ручку баланса  б)выставить баланс каналов в)Установить ручку баланса на место так, чтобы риска была посередине. Все.

По поводу гула усилителя Электроника Б1-01 говорил с нашим Главным инженером.

Наушники действительно запитаны не через реле. Нужна дополнительная информация, для чего:
1. Выньте заглушку УП-УМ из гнезда и включите усилитель.
2. Если фон есть, то причины следующие:
2.1. неисправна одна из фильтрующих банок (навешать дополнительные)
2.2. задран ток покоя (уменьшить)
3. Если фона нет, выключаем усилитель, вставляем заглушку УП-УМ на место, на вход, соответствующий положению кнопки селектора входов устанавливаем заглушку со всеми закороченными контактами (1-2-3-4-5)
4. Слушаем фон и сообщаем нам результат.
Анатолий Козлов

Вопрос 2: Здравствуйте Анатолий! Спасибо за оперативные советы! При вынутой заглушке УП-УМ из гнезда фона нет. При установке на вход, соответствующий положению кнопки селектора входов заглушки со всеми закороченными контактами (1-2-3-4-5) фон есть. С уважением. Сергей.

Ответ 2:

Добрый день Сергей. Причина фона известна нам. Когда-то не понимал смысл поговорки "лучшее - враг хорошего". Похоже тот случай. Вы говорили, что в полученном от нас усилителе не все емкости были сменены. Единственные емкости, которые мы можем не сменить - фильтрующие по питанию при отсутствии фона. Объясню почему. Сами по себе (конструктивно) советские элетролиты К50-6 и К50-16 очень надежны, имеют гораздо большие по сравнению с импортными перегрузочную способность и долговечность. Слабые их места - некачественная холодная сварка выводов и разгерметизация (снижение надежности но не долговечности). Это все сильно влияет в цепях прохождения полезного сигнала и оценивается тангенсом диэлектрических потерь. В цепях фильтрации напряжения питания емкости при работе формуются и срок их безотказной работы на порядок больше.
Таким образом ситуация следующая:
1. Если в Вашем усилителе остались не смененные нами емкости, то вина в наличии фона - наша. Перечислите, какие на блоке У1 и шасси емкости не сменены были нами, кроме больших банок. Большие понятно исправны, т.к фона мощника Вы не обнаружили.
2. Если в результате дополнительных замен конденсаторов, организованных Вами, и появился фон, можно будет предположить, явился ли фон следствием установки некачественных комплектующих или операция замены выполнена с ошибками. Сообщите, какие емкости были дополнительно заменены.
Анатолий Козлов
PS. Прочитайте на досуге миф№3 http://vega-brz.nethouse.ru/mif




Расположение усилителя с аудиокомплексе

Вопрос:

Добрый день Анатолий! У меня возник вопрос по эксплуатации усилителей. А точнее размещении других аппаратов тюнеров, ПКД и т.п. Проще говоря, как Вы считаете, можно ли ставить сверху на усилительную аппаратуру другие аппараты. Мнений на этот счёт много. Не возникнет ли перегрева компонентов? С уважением Геннадий. Москва.

Ответ:

Добрый день Геннадий.
При разработке конструкции усилителей, в т.ч. систем их охлаждения, предполагается, что они должны работать в стойке, причем усилитель располагается снизу. Высота ножек верхних аппаратов выбирается такой, при которой поток теплого воздуха от радиаторов усилителя беспрепятственно выходит наружу. В руководстве по эксплуатации многих усилителей имеется стандартное предупреждение о недопустимости перекрытия вентиляционных отверстий бумагой или салфетками.
Однако существует ряд усилителей, нагрев которых во время работы даже на небольшой громкости сопровождается ощутимым нагревом отдельных их частей до 50-60 град. Например: Одиссей 010, Кумир 35У-102С, Электроника Б1-01, Вега 50У122-100 и Вега 50У122-200 (от Алексея Нск) Это само по себе не опасно, т.к. заложено конструктивно, но надо понимать, что надежность горячих узлов снижается. Многие используют для охлаждения кулеры от компьютеров. Алексей Нск разработал систему обдува радиаторов с ростом числа оборотов вентилятора от температуры. В таком случае при небольших громкостях прослушивания шум вентилятора практически не слышен.
В дополнение к Вашему вопросу еще некоторая информация:
1. Рекомендуется не ставить непосредственно на усилитель тюнер, чтобы избежать воздействия магнитного поля трансформатора на работу контуров, а также для уменьшения возможного температурного дрейфа настройки.
2. Рекомендуется не ставить сверху на усилители мощности (УМ) проигрыватели в связи с их высокой чувствительностью ко всем видам электромагнитных помех.

3. ПКД, МП, УП и Эквалайзеры не чувствительны к нагреву.
4. Имеем в виду, что тепло от усилителя может быть меньшим злом по сравнению с уровнем его электромагнитного излучения. Если в Вашем аудиокомплексе прослушивается фон 50 или 100 Гц, а соединительные кабели советские  и заземление в норме, остается проверить усилитель на излучение. Для этого надо снять с усилителя все аппараты, сдвинуть не отключая в разные стороны, насколько позволят соединительные шнуры, и проверить, уменьшился ли фон. Если уменьшился, то попробуйте отодвинуть в стойке повыше тот аппарат, на который прошли наводки.
5. Причиной излучения усилителя может быть неявный дефект трансформатора:
5.1. Небольшой акустический гул, неустранимый ни стяжкой, ни клеем
5.2. Наличие хотя бы одного короткозамкнутого витка одной из обмоток
5.3. Обрыв экранирующей обмотки
6. Подробнее по методике поиска http://vega-brz.nethouse.ru/articles/271737







Польское ЭПУ Unitra G602 не держит обороты

Вопрос

Здравствуйте.
У меня на проигрывателе Вега 110 плывут обороты.
Пассик менял, но стробоскоп всё равно отстроить не получается.
Не подскажите, в чем может быть дело?
Заранее спасибо.Владимир.

Ответ:

Добрый вечер Владимир.
В порядке вероятности:
1. Промыть WD-40 регулятор оборотов (снять корпус резистора)
2. Смазать жидким часовым маслом верхний подшипник мотора, для чего снять крыльчатку и удалить возможно попавший мусор из зазора. Пластмассовый диск должен долго вращаться по инерции без пассика. Его ось надо смазать ЛИТОЛом, или подобной вязкой смазкой.
3. Потеря контакта на плате управления ЭПУ:
3.1. Предохранитель
3.2. Разъемы
3.3. Переключатель оборотов
3.4. Ложная пайка или обугленный резистор в цепи питания.
4. Неисправность стабилитрона. Подойдет любой на 11 Вольт при токе 1 А
5. Неисправность управляющего транзистора BD135
6. Неисправность двигателя (разобрать по меткам и прочистить коллектор)


Оставшиеся 5% причин потребуют привлечения специалиста.

Сообщите нам Владимр, какая в Вашем случае была причина.


Фон с импортного проигрывателя и сотового с усилителем Электроника Б1-01

Вопрос:   Здравствуйте Анатолий. С Новым годом, Вас. Подключил я усилитель Б1-01. Прослушал. Впечатление от него хорошее, услышал как могут звучать мои Technics SB-F75. Можно и порвать ненароком. Большое спасибо, Анатолий. Я доволен. Но есть и "но":
1. Идет фон от проигрывателя в паузах, когда играет музыка не слышно.
Возможно сам проигрыватель не хочет дружить(он 100 вольтовый, Aurex SR-F335), может из-за адаптера, может каналы с переходником не сходятся, может потому что у усилителя нет заземления?
2. Усилитель реагирует на сотовый при разговоре; чем ближе находишься, тем сильнее фон.
Если есть какие либо идеи, поделитесь, а так наверное придется переходить на отечественную вертушку.
Еще раз спасибо Анатолий. С уважением, Игорь.


Ответ:

И Вас Игорь с Наступившим. Всего наилучшего.
Теперь по порядку.
Фон с проигрывателя. Откуда он взялся -проверяется следующим образом:
1. В гнездо ЗС усилителя вставляется заглушка из штеккера 5 DIN с закороченными контактами 2-5-3. Таким образом обеспечивается отсутствие какого-либо сигнала на входе, в том числе фона.
2. Включается усилитель со входа ЗС на средней громкости. Слушается фон ухом вплотную к АС:
2.1. Фон есть. Причина - неисправность фильтрующих цепочек корректора по питанию. Меняем электролиты С4 на платах У2 и У3. (50 мкФ)
2.2. Фона нет. Усилитель исправен.
3. Вместо заглушки подключается импортный проигрыватель.
4. Клемма земли проигрывателя соединяется с землей усилителя с помощью того же штеккера 5 DIN, причем провод сечением 0,5 мм кв. минимальной длины  надо припаять ко 2 контакту и вставить в любой незадействованный вход усилителя.
5. Включается усилитель со входа ЗС на средней громкости. Слушается фон ухом вплотную к АС:
5.1. Фон есть.
5.1.1. Выбрасываем переходник, изготавливаем прямой соединительный шнур из советского экранированного провода со штеккером 5DIN на конце с распайкой 2-3-5, где 2 - земля
5.1.2. Если проигрыватель стоит на усилителе, относим его в сторону или вверх от усилителя. Проверяем на излучение адаптер на 110 Вольт, выключая его из сети или относя в сторону от проигрывателя. Можно заменить на другой временно.
5.1.3. Проверяем заземление шелла и трубки тонарма относительно земляной клеммы проигрывателя. Должно быть не более 1 Ом
5.2. Фона нет. Радуемся.

Усилитель реагирует на сотовый.
Имеем в виду:
1. Сотовый - крайне опасная и вредная вещь для всех усилителей, особенно высшего класса, да с деревянным корпусом. Телефон - прежде всего источник СВЧ-излучения, и если усилитель склонен к возбуждению, то стоит всего лишь положить на него телефон и дождаться звонка, чтобы испытать судьбу на прочность. Усилители низких классов имеют больше шансов выжить в связи с обрезанной АЧХ в области высших частот.
2. Недавно восстановленный нами Бриг001 не мог быть использован более 1-1,5 часа предыдущим владельцем, т.к. именно через это время он самовозбуждался с ростом температуры внутри корпуса. Причиной безобразия явились противовозбудные сверхнадежные серебряные конденсаторы КТ-2 в соответствующих цепях микросхем К574УД1.
  Это к тому, нужен ли нам кузнец.





Выбор акустики

Вопрос: Скажите пожалуйста акустика Корвет 35АС-028 и Электроника 90АС-001- какая из них будет лучше по звучанию, если можно подробнее. И по басу (одна закрытого типа другая с пассивным излучателем - где бас будет плотнее, четче и лучше) спасибо! Денис


Ответ:

1. Вся акустика закрытого типа по определению работает на сжатие-растяжение  внутреннего объема АС. Если в корпусе нет дефектов в виде щелей, сквозных ответстий, звук НЧ будет ярким, отчетливым (разборчивым), т.е. как Вы пишите - плотнее и четче.  Частое недовольство подобной акустикой связано как раз с наличием в ней различных неплотностей, приводящих к уменьшению давления и призвукам. проверяется просто - надавливается и отпускается диффузор НЧ динамика - он должен вернуться на место не сразу, а постепенно. Примеры такой акустики: 10МАС, 25АС-2, 25АС-109/309, S70, Корвет/Кливер/Старт 35АС-028.

2. Фазоинверторная акустика имеет повышенную отдачу НЧ за счет правильной настройки резонансов, поэтому звук такой АС более гулкий, с широким фронтом баса, как правило до 100 Гц. Субъективно НЧ на такой акустике больше по сравнению с компрессионной. Примеры такой акустики: S30, S50, S90, 50АС-104, 50АС-106, Орбита 35АС-016, Амфитон 35АС-018, Амфитон 25АС-027, Электроника 25АС-033, Эстония 35АС-021.

3. Акустика с применением пассивного излучателя на НЧ - оригинальное инженерное решение по выравниванию АЧХ акустических систем в области нижних частот. Пассивный излучатель представляет из себя мембрану, приводимую в движение колебаниями воздуха внутри АС, которые производит низкочастотный динамик. В правильно спроектированной системе звуковое давление пассивного излучателя и НЧ динамика складывается.

Звук такой акустики производит очень приятное ощущение, используя преимущества как первого так второго варианта, описанных выше. Примеры такой акустики: Электроника 35АС-130, Электроника 35АС-015, Электроника 90АС-001, Вега 50АС-021-2


Варианты исполнения усилителя Бриг-001

Вопрос:  Скажите пожалуйста, чем отличаются варианты Бригов 001, и какой из них лучше по звуку?

Ответ: Понимаю, что спрашивающие не имеют в виду клон этого усилителя под названием Барк001. речь должна идти о конструктивных доработках усилителя Бриг001, как схемных, так и внешне-фукциональных.


1 версия: 

Выходные транзисторы  КТ808 или КТ803
2 переходных платы на радиаторе по бокам
Питание +/-32 Вольта
2 отдельные платы УМ
Предвыходные транзисторы  КТ807, КТ626 на радиаторах на платах УМ
Вход - дифкаскад на КТ315
Есть вход микрофон и регуляторы чувствительности, на самых первых сзади
Переключатель Gain.
Номинальная чувствительность по входам - 150мв

Переключатель акустики на 3 положения, нет лампочек перегрузки

На передней панели надпись 100 Ватт

Разъемы для подключения акустики точка-тире
http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/brig001s22.jpg

2 версия:
Выходные транзисторы КТ808А
Предвыходные транзисторы  КТ961, КТ626 на основном радиаторе

Входной  каскад  на К574УД1

1 переходная плата на радиаторе посередине
Питание +/-40 Вольт
2 отдельные платы УМ

Переключатель акустики на 4 положения

На передней панели надпись Hi-Fi
https://pp.vk.me/c620920/v620920423/1f4c/-I1YzVmslwc.jpg

3 версия:
Выходные транзисторы  КТ818, КТ819
Нет переходной платы
Питание +/-34 Вольта
1 большая плата УМ (реле на плате УМ может и не быть)
Предвыходные транзисторы  КТ961, КТ626 на радиаторах на платах УМ
Входной каскад на К574УД1
Номинальная чувствительность по входам - 500мв

На передней панели надпись Hi-Fi, два индикатора перегрузки

Переключатель акустики на 4 положения
http://cs416818.userapi.com/v416818628/2618/Nrd6UiERsg8.jpg

4 версия:

Усилитель Барк 001. Полностью соответствует Бригу 001 3 версии. Качество исполнения не хуже.


Теперь что касается звука:

1. Думаю не более 5% аудиофилов угадают разницу в звуке разных вариантов этого усилителя

2. Первая версия в связи с более высокой чувствительностью по входу (150 мВ) может работать с искажениями от устройств с высоким напряжением на линейном выходе, например ПКД (1 Вольт).

3.Общее отличие всех версий Брига 001 от других усилителей - мощный акцентированный бас без искажений на любой громкости

4. Удачно выбраны частоты регулировки тембров (в зоне акустического комфорта большинства слушателей)

Набор компонентов в аудиокомплекс

Вопрос:  Здравствуйте! посоветуйте пожалуйста в наличии есть Амфитон УП003 + УМ104. с сд Денон 520 и акустикой Magnat MS 1002. есть ли смысл менять Амфитон УП003 + УМ104 на :Бриг-001, Барк 50У-068С или Корвет УМ048? подскажите пожалуйста! и по звуку особенно бас и середина лучше что будет? Спасибо большое!

Денис.


Ответ: Добрый день. Здесь неизвестен ни Ваш CD проигрыватель, ни акустика. В таких случаях надо полагаться на сравнительный опыт. Если Ваша акустика зазвучит лучше с другим усилителем, то замена верна. Посмотрел в интернете. АС такой узкой конструкции физически не работают ниже 100Гц. Поэтому в них и толкают резонатор Геймгольца. CD очень хороший по ЦАПу, но как там настроены фильтры, одному богу известно.
Ваша задача - любым доступным образом добиться приятного на слух низкочастотного рокота при воспроизведении баса на мощности 5-10 Вт. По опыту знаю, что Амфитоны 003-104 могут дать такое на отечественной акустике типа 35АС. Более сильный акцент на НЧ для подобных АС  позволяет получить Бриг 001 и Корвет/Барк 068 за счет регулируемой тонкомпенсации. 

Качество звука винилового проигрывателя

Вопрос:

Здравствуйте.  Я заинтересован в проигрывателе Вега ЭП-120 стерео. Но нигде я не нахожу этого проигрывателя. Просто хочу разобраться почему такой яркий объемлющий и жирный звук мне писали на бобину с проигрывателя Вега 120 с 1986 года в то время, как у меня сейчас с Веги 110 такого звука, как с Веги 120 не получается.
Сейчас я не знаю где проживает этот человек и спросить не у кого, отсюда и вопросы:
ВОПРОС 1.
Что делает диапазон Веги-120 от 31,5 до 16000 гц микросхема К157 УД2 или UNITRA-mf100, или схематическое решение обвязки?
Я посмотрел вроде микросхема линейна, UNITRA-mf100 по таблице тоже 20-20000 Гц. Остается само схематическое включение микросхемы?
Конденсатор 8,2 вроде подобран верно. Не понимаю.
ВОПРОС 2.
Я сделал из такого же магнитофона Идель-001-1 (как у того, кто писал мне с Веги 120 на Идель-001-1) пред усилитель - убрал входные цепи, повысил уровень линейного усилителя по схеме магнитофона Revox A77, с которого был скопирован наш Идель-001-1. В общем подключил к нему проигрыватель Вега 110 (500 мВ), и сравнил компьютерные записи с бобин связки Вега-120 + Идель-001-1 с записями связки Вега 110 (500 мВ) + пред усилитель из Идель-001-1.
Результат прослушивания: с бобин связки Вега-120 + Идель-001-1 более яркий, широкомасштабный объемлющий звук.
И наоборот со связки Вега 110 + пред усилитель из маг Идель-001-1, более глухой, отделенный какой-то глухой пеленой от слушателя.
Пытался я и записывать с диска с Веги 110 на бобину на Идель-001-1 - результат тот же - глуховато, мало объема в сравнении с бобинами, записанными с Веги 120 на Идель-001-1.
Не понятна причина более яркого и более объемного звука у записей с бобин связки Вега-120 + Идель-001-1 в сравнении со связкой Вега 110 + Идель-001-1:
а) Может разница сопротивления на выходе линейного усилителя Вега 120, замещающего сопротивление схемы усилителя для наушников на Вега 110 делает звук Вега 120 таким. Я как-то впаял на входе входного усилителя Барк-001 тот номинал сопротивления, который должен быть в схеме усилителя Барк-001, и звук преобразился, звук стал более глухой, тусклый, пришлось вернуть то сопротивление, которое реально стояло, и звук снова стал казаться ярче, чище. Возможно, что и тут какую-то разницу звучания между 110 и 120 моделями Веги дает разница сопротивления на выходе линейного усилителя, а может и на входе. Кто его знает. Может и на Веге так же, как в Барке кто-то впаял другие резисторы из-за нехватки номинальных, и сам не зная, как изменил звук в лучшую сторону.
б) Говорят, что UNITRA-mf100 и 101 отличаются, и якобы UNITRA-mf100 лучше, а у меня на 110 стояла как раз mf-101, а на Веге 120 должна по идее стоять mf-100.
Вы меня можете научить и поправить меня в отношении Веги чему-то?
С Уважением, Олег,
Санкт-Петербург

Ответ:

Добрый день Олег. Подобными вопросами я задавался всю свою жизнь. И вот что оказалось: Системы нет. Есть случайное сочетание, приводящее к поразительным результатам. Ни разу не удалось специально повторить это полностью. Мы можем выполнить лишь отдельные операции, приводящие к улучшению звука. В сквозном тракте бывает просто невозможно вырулить звук на конкретных образцах. На других же образцах хороший звук может быть изначально.
Теперь некоторые тезисы:
1. Нет никакой схемной разницы между 110 и 120 проигрывателем. Влияние усилителя наушников ничтожно, т.к. выходное сопротивление 157УД2 несколько сотен Ом, а входное усилителя наушников - 47кОм.
2. Большее влияние на звук проигрывателя оказывает звукосниматель:
2.1. Гибкость подвеса кантеливера (уменьшающаяся со временем) определяет "прозрачность звучания"
2.2. Геометрия алмаза определяет уровень и качество звучания, особенно верхних СЧ и ВЧ
2.3. Основание алмаза с наросшим нагаром винила в корне убивает звук вплоть до пропажи стереоэффекта
2.4. Местоположение и ориентация магнита, находящегося на конце кантеливера, относительно катушек звукоснимателя влияет как на уровень воспроизведения, так и на комплексные характеристики выходного сигнала.
2.5. Разное омическое сопротивление катушек звукоснимателя приводит к разной степени электрического демпфирования по входу. Разница весьма ощутима.
Сопротивление звукоснимателей для польских ЭПУ:

Tenorel 2001 -1500 Ом (c простой надписью t)
Tenorel 2001 -450 Ом (c надписью t на белой вставке)
ADC K9 -350 Ом
Shure 44MB -600 Ом
MF100 -880 Ом (с надписью лицензия TENOREL)
MF100 -1400 Ом (без надписей)
MF101 -600 Ом
MF102 -630 Ом (красная вставка)
MF105 -1400 Ом

3. Еще Большее влияние на "вкусность" звука оказывает настройка тракта запись-воспроизведение магнитофона. Тут и шунтирование ГУ конденсатором небольшой емкости, определяющее линейность АЧХ магнитной головки, и коррекция тракта записи, и ток подмагничивания.
Это отдельная тема. Я предложил уже нашему Главному инженеру сделать отдельную статью по этому направлению.

Таким образом В Вашем случае можно отказаться от поиска ЭП120, а самые первоочередные решения - подбор звукоснимателя, затем проверка и доработка корректоров.
Анатолий Козлов