Здесь будут представлены наиболее распространенные заблуждения как тех, кто к нам обращается, так и местных авторов.
МИФ №1. "Скажите пожалуйста, какой проигрыватель по звуку лучший?"
Реальность: Звук исправного проигрывателя виниловых дисков на 95% определяется съемным магнитным звукоснимателем. Остальные 5% можно отнести на качество винил-корректора и уровень собственной детонации. Думаю не более 5% экспертов отличат разные аппараты с одной и той же головой с достоверностью 95%.
МИФ №2. "Скажите пожалуйста, мне нужен усилитель на 8 Ом"
Реальность: Усилитель искренне не знает, на какую нагрузку в данный момент он работает. Отличие заключается лишь в одном моменте: для обеспечения одного уровня громкости при подключении разноомных нагрузок регулятор громкости будет находиться в разном положении. Например, при подключении акустики 2 Ома достаточно большой уровень громкости будет слышен в самом начале регулировки громкости. Соответственно намного раньше начнутся искажения из-за ограничения выходного сигнала. Другими словами - при 8-омной акустике сложнее довести дело до греха. Этим объясняется желание разработчиков усилительной аппаратуры привязать ее к более высокоомной нагрузке.
Идет время, выявляются нюансы. Например, выявлены два усилителя, которые знают сопротивление нагрузки - Эстония УМ010 и Бриг 001. Разработчики исхитрились тестировать нагрузку при включении усилителя и включать схему защиты при несоответствии сопротивления АС норме. Можем отключить по просьбе трудящихся.
МИФ №3. "Скажите пожалуйста, в этом аппарате все электролиты заменены?"
Реальность №1:
Советские электролиты неармянского происхождения, как и советские люди, - если выжили - живут долго. Технологический брак в виде обрывов, эл. утечек, ТДП, пробоя и разгерметизации - отсеивается при восстановлении. Таких, как правило, 10-20% от общей массы. Вместе с тем подлежат обязательной замене все электролиты в цепях ОС. Это связано с их большим влиянием на работу устройства именно в этих местах и ресурс по ТДП очень кстати. Реже всего меняются фильтрующие емкости. Это связано с тем, что при работе они формуются и и некоторые их параметры не влияют на размер пульсаций. Таким образом на сегодня меняются до 80-90% конденсаторов
Реальность №2:
Одной заменой конденсаторов аппарат не восстановить. Срок подошел, и мы имеем дело с деградацией активных элементов за счет диффузии полупроводников. Например, всеми любимые транзисторы КТ808А на сегодняшний день вместо положенного коэффициента усиления тока базы в диапазоне 20-50 имеют фактически 1-30. Понятно, что задача восстановления - вычислить все транзисторы с коэф. менее 20 и заменить попарно по каналам.
Другая беда по той же причине - повышенные токи утечки транзисторов, особенно перехода эмиттер-коллектор. Сопротивление перехода для долговечной работы устройства должно быть не менее 2 мОм в обоих направлениях.
Приходится выпаивать и проверять до 50% активных элементов, руководствуясь списком неблагонадежности, который постоянно растет. Этот рейтинг возглавляют сегодня транзисторы КТ807А и КТ503Е.
МИФ №4. "Скажите пожалуйста, а есть у Вас аппарат в упаковке?".
Реальность: Да, есть иногда. Однако при восстановлении и сравнении количества дефектов в новом аппарате и б/у, приходим к однозначному выводу - б/у более надежен. Дело в том, что после определенного срока эксплуатации поток отказов всех изделий значительно сокращается. Это связано с окончанием проявления скрытых дефектов. Таким образом, покупая аппарат в упаковке, Вы рискуете несколько больше, т.к. в нем неизбежны скрытые дефекты, которые могут проявиться уже в первый год эксплуатации.
МИФ №5. "Скажите, пожалуйста, имеющиеся в наличии плееры п 410 и п 420 новые?"
Реальность: Эти аппараты были новыми 25 лет назад. Сейчас уже все обязательно восстанавливается. Иногда корпусные достаточно отполировать, иногда - покрасить. Логично было бы узнавать об оставшемся ресурсе сложных электромеханических узлов, однако судить об этом можно только приблизительно, да и то по косвенным признакам, например люфтам. Можно лишь утверждать с нашей стороны о полной технической исправности, что мы и делаем.
МИФ №6. "Скажите пожалуйста, не слабоват ли будет усилитель Кумир-001 для акустики ВЕГА 50АС-104? У меня такая акустика. Рекомендовали этот усилитель. Ведь сзади написано что он выдает 2x35 Вт при 4 Ом, а акустика 50 Вт (max 100 Вт) при 8 Ом."
Реальность: И там и там неправда. Акустика 50АС-104 построена на НЧ динамике 35ГДН-1-8. Его номинальная мощность - 35 Вт. 50Вт для этой АС - кратковременная, а 100 Вт - мгновенная (пиковая) мощность.
О максимальной мощности усилителя. Она принципиально ограничивается мощностью трансформатора и КПД самого усилителя. Для качественного прослушивания максимальная мощность нормируется с условием непревышения определенного процента искажений, поэтому по очень строгому ГОСТ 24863-87 мощность Кумира 001 и составляет 35 Вт. Если определять максимальную мощность усилителя по ограничению амплитуды синусоидального сигнала, видимую на осциллографе, то она составляет 50-65 Вт на нагрузке 4 Ома.
Таким образом Кумир 001 и 50АС-104 - устройства одного уровня мощности.
МИФ №7. "Есть мнение, что не все усилители подходят для воспроизведения звука с цифровой записи. То есть, что после появления цифрового формата в конструкцию усилителей вносились некие изменения, чтобы это самый новый звук адекватно воспроизводить. Такое же мнение есть и по акустике. У меня вопрос, насколько это так и о чем идет речь, о каких таких специальных свойствах усилителей и акустики для воспроизведения звуков с компакт диска идет речь, если конечно это не аудиофильский миф? Вот, к примеру, веговский У122ААА усилитель уже имеет отношение к цифровому формату, он ведь и был разработан для комплекса куда входил проигрыватель компакт дисков, и чем он принципиально в этом отношении отличается от усилителей доцифровой эпохи? Вопрос не такой уж праздный, поскольку есть ощущение, что современные усилители и в том числе этот, один из позднейших представителей сов. индустрии, более быстрые по передаче звуков, более полноценные что-ли в плане передачи именно цифровой музыки."
Реальность: Как ни крути, цифрового звука не существует. Есть лишь способ кодирования и раскодирования аналогового аудиосигнала. Даже на стадии записи в студии. Следовательно "цифровой" сигнал всегда будет неполноценным по отношению к оригинальному живому. Все нюансы звучания после ЦАП и декодера определяют специальные фильтры, находящиеся в лазерном проигрывателе. Усилителю и акустике остается лишь воспроизвести то или иное безобразие. Таким образом надо полагать, что никакими линейными процессами в усилителе и акустике исправить потерю части информации невозможно.
Что же касается быстродействия усилителей, - различия заметны для большинства слушателей как разборчивость звука, правильность воспроизведения некоторых звуков как по фронту, так и по тембру. Мы всегда обращали внимание на эти обстоятельства и на сегодня лидером по этому параметру ( по нашему мнению) является усилитель Электроника Б1-01, разработанный во времена, когда понятия "цифровой звук" еще не придумали). Отличительным свойством таковых усилителей является высокое напряжение питания оконечного каскада.
МИФ №8. "я слышал 35АС 015 - они глуховаты(Верхов мало) диапазон частот там до 20000, а у 90АС-001 до 25000 - это ощущается?
PS Видел ещё подобные 130АС, так там диапазон частот аж 31000, как это проявляется?"
Реальность : Тоже слышал, только и те и те.
Мы часто судим об изделии как таковом по одному-единственному образцу, когда-то услышанному в определенных условиях. Особенно это касается акустики Вега, собранной в застенках. Оно и понятно.
В Электронике возможно были установлены ВЧ динамики со слабыми магнитами, или с заневоленной подвижной из-за нарушения технологии, а может в фильтрах накосячено по недоразумению. Все это лечится. Знаю одно - 35АС-015 - лучшая советская акустика. При прослушивании за шторкой она неизменно побеждает и у экспертов, и у новичков. И даже 75АС-001.
Что касается клонов 015, то есть отличия в фильтрах, касающиеся не диапазона частот, а неравномерности АЧХ. Конструкция динамических головок не изменена. ГОСТ 23262 менялся если не ошибаюсь в 1983 и 1988 году, причем это касалось не только смены названий, но и приведение методик испытаний в соответствие со стандартом DIN, в результате чего мы видим различные диапазоны частот и разницу в других параметрах. Обратите внимание, насколько жестче были советские стандарты.
МИФ №9. Есть мнение
Представляется, что необходимы уточнения. Согласно схеме 25АС-302, выпуск май 1980 г.) низкочастотник мог быть 25ГД-26 или 25ГД-26Б. В интернете есть информация, что данные динамики отличаются магнитами - первый на кобальтовом как и в 25АС-2, а второй на ферритовом. Встречал мнение, что как раз в с связи с переходом с кобальта на феррит и были связаны изменения как в конструкции так и в наименовании. Но меня смущает в данном случае ИЛИ. Видимо стоит проверять каждую пару, что установлено (если интерес конечно есть).
Реальность:
Уточню как известно мне от Валерия Шувалова, разработчика этих АС:
1. Динамики 26 и 26Б по техническим условиям никак не отличаются.
2. Оба вида магнитов позволяют получить одинаковую максимальную напряженность магнитного поля в зазоре.
3. Причина перехода - дешевизна прессованного порошка по сравнению с литьем в землю.
4. Конструкция АС в связи с магнитами никак не менялась.
5. Причина изменения названия - упорядочивание системы обозначений по ГОСТ.
МИФ №10. Письмо:
Есть еще один вопрос, который вам может показаться забавным. Все CD диски в коллекции условно могу разделить на три группы:
- Фирменные
- Лицензионные ( Российкие фирмы СОЮЗ АйРОНД и др.)
- Серые непонятного происхождения в просторечье пиратка.
ПКД-122С читал и воспроизводил до выхода из строя практически все за редким исключением. Но один из Мастеров как то мне заявил, что слушать нужно только фирменные или лицензионные. Якобы пиратские приводят к выходу из строя аппарата. Утверждение сомнительное, так как не могу понять взаимосвязи. Диск плохого качества может не считываться это факт , а вот все остальное является домыслом или нет? Ваше мнение по этому вопросу.
Реальность:
Существуют следующие разновидности лазерных аудиодисков:
- CD-ROM (промышленное тиражирование штамповкой)
- CD-R - записываемые однократно
- CD-RW - перезаписываемые.
на любом компакт-диске данные записываются в виде последовательности отражающих и не отражающих участков, которые воспринимаются датчиками CD-привода как последовательность значений О и 1, пригодная для дальнейшей обработки процессором.
Промышленные диски значительно долговечнее и качественнее дисков, записанных с помощью CD-привода по следующим причинам:
- лучшая сохранность информационного слоя
- наибольший коэффициент модуляции отраженного луча лазера считывающего устройства
- практически отсутствуют ошибки записи
Хорошая электроника проигрывателя может справиться и с низким коэффициентом модуляции, и с потоком ошибок до 5 - 7%. Например, первые модели CD проигрывателей Philips легко воспроиздодят диски, царапанные советским гвоздем.
Но всему есть предел - уставший лазер в конце концов перестает считывать даже вводную дорожку.
При работе CD привода отсутствует физический его контакт с диском. Поэтому диску испортить физически проигрыватель невозможно. Что касается нагрузки на электронику при большом количестве ошибок и низком уровне полезного сигнала - это также не проблема для систем автоматического регулирования (САР), имеющим большой запас по чувствительности. Иногда правда приходится поднимать общий коэффициент усиления сигнала в случае работы с CD-R и CD-RW, записанных на DVD приводах, имеющих как правило слабые лазеры.
Впрочем, имеются случаи порчи CD привода советским человеком при помощи компакт-диска. Нам приходилось выковыривать насмерть застрявший диск, вставленный в лоток с перекосом, приходилось доставать и два диска из одного лотка, что вело к потере юстировки механизма в целом. Например, второй вставленный диск может настолько сильно воздействовать на опору, что фокус лазера смещается и диск перестает даже считываться.
Таким образом получается, что при правильной эксплуатации CD проигрывателя пиратский диск ему не враг.