Статьи

Эссе по восстановлению техники.

Мы восстанавливаем радиотехнику. Вокруг собрались энтузиасты - любители советской техники. Но все они - не бывшие работники ПО Вега. Еще с давних времен пытался привлечь к работе разработчиков, понимая, что это сильно двинет дело вперед - от обучения новичков до доработки и улучшения аппаратов завода и не только.

 Приходили, но не надолго. Уходя, говорили примерно одно и то же - морально тяжело. Мне было непонятно почему.

 Шло время. Уволился наш Главный инженер (кстати - по той же причине), а работы только прибавляется, пришлось самому работать  все больше и больше. Помогло то, что наш Главный рассказывал мне истории дефектов:  способы их обнаружения, причины и следствия, методологию. Я в это время наполовину спал от усталости, но, как оказалось, - в подкорке это все застряло и наконец пригодилось.

  По сути процесс восстановительного ремонта - детективный роман с трупом в главной роли. Надо не только понять, от какой болезни он помер, но оживить и принять меры, чтобы не помер вновь. Задача кажется сначала непосильной, но с помощью здравого смысла,  логики и полузабытых знаний, а главное - времени, постепенно открывается история аппарата.

 Недавно пришел на восстановление Арктур 004 из Вольска.  Сгорел мощник правого канала, левый мощник с искажениями, слабый сигнал. Остальное было пока неизвестно. С помощью нашего нового сотрудника Семена поменяли все выгоревшие элементы, в том числе выходные правого канала, восстановили печать после свирепых ремонтов.  На это ушел рабочий день. На следующий день Семен ушел учиться, я запустил в три этапа безопасно мощник, проверил - работает хорошо. Далее заменил все электролиты в блоке регуляторов. При замене обратил внимание, что в одном канале все старые электролиты были сдавлены плоскогубцами. Это знаменитый варварский способ ремонта конденсаторов, при котором предположительно отвалившийся внутри вывод прижимался к обкладке и работоспособность ненадолго восстанавливалась. Преступление конечно, да ладно. Включаю - один канал слабого уровня, нет низких частот. Это с линейного входа, если подать напрямую - замечательно. Смотрю схему - что там впереди на блоке коммутации? Ага, электролит и два транзистора составных. Заглядываю - Вау, а электролит уже заменен, причем судя по дате на корпусе - в 1982 году!

Получается, я иду по следу регулировщика цеха №2, который не смог починить этот дефект, но измудрился выпихнуть аппарат через ОТК. Ну что же, меняю электролит и оба транзистора в неисправном канале - как и следовало ожидать - не помогло. Пришлось изучать монтаж на предмет дефектов печати и паек. Нет, все нормально. Теперь надо заглянуть со стороны элементов. Это практически невозможно - блок притянут жгутами к шасси, видно только сбоку.  Делать нечего - пришлось руками на ощупь искать поврежденные и неправильные элементы. И ведь нашлась причина - оказались замкнуты между собой два резистора с высокой формовкой. В результате был исключен из работы каскад с усилением около 300, да еще и зашунтирован на землю сигнал, поступающий через конденсатор 0,22 мкФ на высокоомный вход. Стала понятна причина слабого звука без низких частот.

  Вспомнил, как в те годы на совещании у зам директора по качеству Лукьяненко Михаила Федоровича предлагал по результатам анализа дефектов срочно заменить формовку элементов на лежачую, но был поднят насмех - Это же  отраслевой стандарт, молодой человек! Следите за исполнительской дисциплиной!

  Вот так и получается - каждый на своем месте сначала просто не дорабатывает, а потом привыкает и уже осознанно халтурит. Регулировщика понять можно - ему надо за смену 10 аппаратов сделать, а не сидеть с каждым половину дня, как я. Я не оправдываю регулировщиков, и знаю еще некоторые их уловки, например, если аппарат не поддается - уничтожить сопроводной лист, и аппарат пойдет на второй круг и попадет уже к другому бедолаге. Грустно все это. И тогда, а сейчас еще и стыдно.

  Как-то так становится понятно, почему разработчики можно сказать ненавидят Вегу - им более всех видна вся технологическая несовместимость неквалифицированного труда и их детища, все вынужденные компромиссы конструкторских решений, вся ложь заданий по экономии материальных и трудовых ресурсов, приводящая к подобным результатам.

  И вот аппарат прожил таким 40 лет у человека. Слава богу, что использовался он только как проигрыватель, так как дефект проявлялся только при усилении внешних источников.

 Надеюсь теперь с ним будет все в порядке. Но не с нами. Аминь.

Нет комментариев

Добавить комментарий